Поддали газу. Петербургские автозаводы увеличат процент локализации производства

Автор фото: Сергей Ермохин

Суммарные инвестиции в экономику Петербурга могут составить 100 млрд рублей.

Все три автомобильных завода, работающих в Петербурге, — Hyundai, Nissan и Toyota — заключили специальные инвестиционные контракты (СПИК) с Минпромторгом РФ и Смольным. Проект СПИК предполагает дальнейшее углубление локализации на производстве иностранных автоконцернов, размещенном на территории России. Самые простые компоненты на данный момент уже локализованы.
При этом понятие процента локализации этого производства потеряет актуальность. Вместо него введут механизм подсчета количества баллов за локально производимые компоненты, говорится в обновленном постановлении правительства РФ "О подтверждении производства промышленной продукции…" (от 17 июля 2015 № 719). Методика подсчета этих баллов пока не принята.

Корейско–российские двигатели

Согласно СПИК, заключенному с заводом "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР), в течение 2 лет на территории предприятия в Петербурге будет отдельно организовано производство двигателей. Объем инвестиций в проект превысит 35 млрд рублей, из них более 16 млрд вложит сам ХММР. Контракт действует до 2027 года включительно, рассказал "ДП" директор по внешним связям региональной штаб–квартиры Hyundai Motor (Россия и СНГ) Виктор Васильев.
"Он предусматривает модернизацию производства, углубление уровня локализации (включая использование двигателей и трансмиссий, организация производства которых будет осуществлена привлеченными поставщиками на территории РФ), выпуск новых моделей автомобилей, а также увеличение объема экспорта продукции", — уточнил Васильев.
Предполагается также развитие научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ Hyundai на территории России и обновление модельного ряда.
"Точные сроки выпуска новых автомобилей пока озвучивать преждевременно, но можно с уверенностью сказать, что обновление коснется всех трех моделей автомобилей в период с 2021 по 2026 год", — уточнил Виктор Васильев.
Среди компонентов, которыми оборудуются модели Hyundai, в России производятся передние панели, бамперы, панели кузова, дверные рамы, бензобаки, элементы подвески, сиденья, системы кондиционирования, глушители, внутренняя отделка салона, электрические жгуты, а также топливные трубки и стекла.
В период действия инвестконтракта завод ХММР намерен продемонстрировать "один из самых высоких уровней локализации среди автомобильных заводов иностранных брендов в России", резюмировал Васильев.
Аналогичные контракты заключили Toyota и Nissan. Одной из причин интереса к СПИК стало то, что с июля получить господдержку, компенсирующую утилизационный сбор, можно будет только через него. Вице–губернатор Евгений Елин ранее рассказывал, что Toyota планирует инвестировать около 20 млрд рублей, в том числе в углубление локализации. Планируется начать устанавливать местные электрические стеклоподъемники, подушки безопасности, бензобаки, выхлопные системы.
Еще один СПИК с властями подписала компания "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", управляющая заводом в Петербурге. Она упомянута как одна из сторон контракта в составе группы "АвтоВАЗ". В сообщении Минпромторга говорилось, что в течение 10 лет планируется инвестировать 70 млрд рублей в развитие брендов группы. По некоторым данным, на петербургский завод планируется направить около 12 млрд рублей.
В российских подразделениях автоконцернов другие подробности не разглашают. К коммерческой тайне отнесли эту информацию и в пресс–службе Минпромторга.
Углубление локализации производства позволит местным производителям увеличить объем экспорта машин петербургской сборки, а также получить дополнительные преимущества на внутреннем рынке.

Китайские перемены

Конкуренция на рынке легковых автомобилей растет, а спрос падает. В июле 2019 года автомобильный рынок сократился на 2,4%, до 139,97 тыс. штук, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). До конца года рыночные ожидания не улучшатся, полагают в АЕБ. Результат, показанный петербургскими автопроизводителями, на этом фоне выглядит успешным.
За минувшее полугодие Hyundai, Nissan и Toyota выпустили 189,2 тыс. легковых автомобилей, что на 3% больше объема производства в городе за первые 6 месяцев 2018 года, подсчитали в аналитическом агентстве "Auto–Dealer–СПб".
Впрочем, на рынке продаж новых легковых автомобилей в Петербурге впервые долю 2% заняли китайские бренды. За минувшее полугодие их было продано 1463 штуки. Рейтинг популярных в городе марок пока что возглавляет Geely (479 штук), за которым следуют Chery (319) и Haval (278).
Автодилеры присматриваются к китайским автомобильным брендам. Группа компаний "Аларм–Моторс" намерена разместить в действующих автосалонах машины четырех новых брендов. В их числе Haval, который активно инвестирует в локализацию производства в России.
Автопроизводитель Great Wall Motors в июне запустил автозавод в Туле, где начал выпуск автомобиля Haval F7. В 2019 году он планирует приступить к сборке внедорожников Haval F7Х и H9.
Холдинг также станет первым в Петербурге дилером китайской марки GAC. "GAC нас впечатлил объемами и технологиями, когда мы побывали на автозаводе компании в Гуанчжоу", — рассказал гендиректор компании Роман Слуцкий.
Новые марки могут составить до трети продаж холдинга в 2020 году. Группа готова увеличить объем продаж до 10 тыс. машин в год.