Управлять глобализацией. Как правильно вывести компанию на международный рынок

Наш мир стремительно меняется. Насколько быстро, что даже фраза о том, что он стремительно меняется, уже успела устареть. Действительно, те возможности, которые сейчас есть в цивилизованном мире, казались фантастикой не только 20, но и 10, а то и 5 лет назад. Мир стремительно становится "меньше": о новостях с других континентов мы узнаем порой быстрее, чем о том, что происходит с нашими соседями по подъезду.
Не стоит на месте и развитие бизнеса. Уже привычной и очень продуктивной стала схема, когда в одном государстве находится руководство компании, в другом – производство, в третьем – служба маркетинга, которая влияет сразу на несколько рынков. При этом зачастую они имеют разных учредителей, но действуют в рамках общей концепции. И это происходит не только в крупнейших компаниях.
И вот тут появляется сложность – где компании найти специалистов, которые могли бы выстроить работу всех этих структур в единую стройную систему, сделать так, чтобы она не давала сбоев? Конечно, можно направить усилия на поиск этих специалистов и переманивание их из других компаний. Но, как нам кажется, более правильным путем будет обучение своих профессионалов и их рост – это не только позволит сделать так, что они будут "заточены" именно на тот сегмент, в котором ваша компания работает, но и позволит менеджменту быть вовлеченным в процесс, полностью его контролировать.
Понимая, насколько это направление сегодня востребовано, мы у себя, в Московской школе управления "Сколково", 2,5 года назад запустили программу Practicum Global Shift, направленную именно на российских предпринимателей, которые хотят выйти на международные рынки, ускорить собственное развитие и не зависеть от экономики только одной страны. Сейчас уже идет набор на третий поток, который стартует в сентябре и на котором за 5 месяцев мы сможем обучить не только отдельных специалистов, но и целые бизнес-команды, которые уже успешны на домашнем рынке и готовы к глобализации.
При этом, запуская программу, мы понимали, насколько нецелесообразно, как часто происходит в бизнес-образовании, разбирать чужие кейсы: если они сработали для одной компании, то очень мала вероятность, что подойдут другой. И пошли по, можно сказать, инновационному направлению: предприниматели в рамках Practicum Global Shift проектируют международную стратегию именно своей компании, фактически разрабатывают ее под себя во время обучения. А это позволяет и протестировать свою бизнес-модель, и найти слабые места еще до запуска в реальности. То есть обучение дает не просто знания, а именно механизмы, которые начинают отрабатываться уже во время обучения.
Разумеется, возникает вполне логичный вопрос: насколько эта схема обучения вообще работоспособна при своей инновационности? Практика показала, что очень работоспособна. Неслучайно уже сегодня количество стран, в которых свои бизнес-процессы запускают выпускники Practicum Global Shift, достигло отметки в 70.
Николай Верховский, директор по проектной работе Московской школы управления "Сколково", автор технологии Global shift