Компании, которые занимаются разработкой систем распознавания лиц, подсчитали для "ДП", какие категории товаров чаще всего воруют в петербургских магазинах. Выяснилось, что, в отличие от общероссийских трендов, петербуржцы чаще воруют спиртные напитки и сладости, в то время как по всей России в целом чаще любят воровать кофе.
По данным компании NTechLab, в магазинах, оснащенных видеонаблюдением с системой распознавания лиц, всего было похищено товаров на 38 млн рублей. Эксперты в области ретейла при этом отмечают, что бизнесу гораздо больший ущерб приносит систематическое воровство со стороны персонала, а не покупателей.
Паштет и бритва
Алгоритм системы видеонаблюдения BIT, c помощью которого NTechLab сделала подсчеты, имеет доступ к базе данных с лицами тех людей, которые уже были задержаны на воровстве. После того как шоплифтер попадает в обзор камер, в службу безопасности поступает сигнал, после которого подозреваемого задерживают. Все ретейлеры при этом имеют доступ к общему облаку данных, чтобы шоплифтеры не смогли нажиться в разных магазинах.
Чаще всего из продуктовых категорий у петербургских ретейлеров воруют сыры и паштеты (13,2%). Также среди петербуржцев довольно высокий процент воровства алкогольных напитков, включая пиво (11,7%). Для сравнения: по всей России в целом шоплифтеры чаще всего воруют колбасы и сыр (15,4%), а также кофе (15%).
На третьем месте у петербургских шоплифтеров находятся сладости — конфеты, шоколад и вафли — 11,2%. Реже воруют сигареты (5%) и кофе (8,3%). В общероссийской статистике покупатели также довольно часто посягают на морепродукты (9%).
Из непродуктовых категорий товаров у петербургских воров пользуются популярностью бытовая химия и косметика — тушь для ресниц (13,2%), шампуни (12,9%), губные помады (12%). Реже воруют масла для тела и волос (7,3%), а также бритвенные кассеты и кремы для бритья (6%).
По России в целом в непродовольственном сегменте чаще всего шоплифтерам интересны лак для ногтей (12,9%) и тушь для дизайна ногтей (13,2%). На третьем месте располагается губная помада (12%). Реже по России воруют масло для тела и волос (7,3%), а также тени для век (6%).
При этом мужчины чаще воруют продукты, чем женщины. В то время как женщины склонны воровать парфюмерию.
Воруют везде
Руководитель петербургского офиса компании "АНТИвор" Александр Приходько отмечает, что воровство характерно для всех сегментов ретейла, в том числе для категорий премиум-класса. При этом в каждой категории у шоплифтеров есть свои определенные черты: "Магазины премиум-сегмента посещают в основном обеспеченные люди 30-40 лет. Хорошо одетый и интеллигентно выглядящий человек может оказаться профессиональным вором. Они предпочитают не выделяться, а иногда работают с сообщником. Воруют все, начиная от мелкогабаритной продукции, например дорогих кремов и парфюма, белья, алкоголя, заканчивая дорогостоящими шубами в полный рост и электроникой. Казалось бы, как можно незаметно вынести габаритный товар? Но профессионалу это под силу. Убытки колоссальны, ведь один товар может стоить десятки тысяч рублей", — отметил он.
По данным компании "АНТИвор", в среднем за 1 день работы супер- или гипермаркета площадью до 1,5 тыс. м2, который не защищен антикражной системой, попадаются на воровстве четыре покупателя. При этом на одну выявленную кражу приходится 46 невыявленных. Около 3% годовой выручки магазинов теряется в среднем из-за краж, а шоплифтингом занимается каждый 125-й покупатель.
При этом Александр Приходько выделил четыре категории шоплифтеров. Есть клептоманы, которые чаще всего воруют магазинные мелочи, которые легко положить в карман. Есть воры-любители, которые воруют от случая к случаю: в этой категории, например, чаще встречаются школьники. В зоне риска при этом оказываются одежда, мелкая электроника, товары для дома. Кроме того, эксперт выделил любителей экстрима, которые занимаются шоплифтингом исключительно для острых ощущений. В данном случае зачастую воруют состоятельные граждане и студенты. Кроме того, есть воры-профессионалы: "Их уловом являются элитный алкоголь, одежда и обувь, бытовая техника и электроника, парфюм и косметика премиум-сегмента. Они воруют на заказ и продают товар на специально созданных форумах или Avito. За большинством товаров "с этикеткой и ценником" кроется ворованная продукция", — считает Приходько.
Генеральный директор Infoline Иван Федяков обращает внимание, что кражи покупателей не идут ни в какое сравнение с убытками от периодического воровства со стороны персонала магазина: "Ретейл постоянно учитывает потенциальные потери, в том числе кражи в магазинах. Обычно эти потери составляют не более 5%. Персонал же, который имеет постоянный доступ к товарам, в том числе дорогостоящим, может принести значительные убытки владельцам. В практике встречались случаи, когда организованные группы сотрудников занимались воровством прямо у кассы гипермаркетов для последующей перепродажи товаров".
При этом эксперт отметил, что новые технологии помогают ретейлу бороться с обоими видами воровства: "Сейчас в маркетах все реже можно встретить охранников у кассы. Например, в петербургских "Магнитах" такое встречается все реже. Просто бизнес понял, что смысла в этих охранниках нет. Потеря от одного украденного платья или виски стоимостью 1,5 тыс. рублей не такая большая, а следить к тому же нужно и за сотрудниками. Поэтому все чаще охрана работает там, где товары принимаются после логистики. Кроме того, физическую охрану все чаще заменяют технологиями и системами искусственного интеллекта", — считает Федяков.