Неисполнимый секрет Полишинеля. О закрытых закупках

 

По–настоящему остро вопрос закрытых закупок стоит лишь для отдельных отраслей, тогда как в общем объеме госзаказа они не занимают большей части. Однако силовые ведомства являются чрезвычайно значимыми заказчиками, суммарный объем бюджетов которых делает важным для рынка любое изменение, связанное с регулированием их закупок. И тем более изменение в части объема закрытых закупок.
Государственная тайна (как, кстати, и коммерческая тайна) и в самом деле нуждается в охране. Но только сейчас не конец XIX века, когда рецепт инновационной взрывчатки можно было вычислить по структуре закупок оружейного завода. В конце первой четверти XXI века секрет составляют вовсе не комплектующие, а прибавочный интеллектуальный продукт, который и превращает эти элементы в нечто инновационное. Именно эта часть производства, как правило, и нуждается в охране. Если же весь секрет состоит в том, сколько и чего закупается, то, скорее всего, это секрет Полишинеля. Это не значит, что фактор государственной тайны должен быть устранен из закупок. Важно лишь выработать общий принцип: либо мы признаем право заказчика на собственное представление о тайне и разрешаем ему не публиковать сведения о соответствующих закупках, либо провозглашаем открытость в качестве высшей ценности. Сегодня регулятор пошел по второму пути, но он же — и, кстати, не первый год — принимает исключения из этого правила для разных категорий заказчиков и закупок. И правильно делает, потому что само правило заведомо неисполнимо.
Наиболее рациональным представляется признать право каждого заказчика — причем не только субъекта 44–ФЗ, но и субъекта 223–ФЗ — проводить часть закупок в закрытом режиме. Но лишь при условии, что основания для такой закупки утверждены руководителем заказчика, а перечень таких оснований опубликован им в ЕИС. В этом случае антимонопольная служба сможет уделять повышенное внимание именно этим закупкам, если возникнут подозрения в обоснованности их закрытого режима, а перечень их не будет разрастаться до бесконечности. Публикация извещения с последующим доведением до поставщика закупочной документации на условиях подписания тем соглашения о неразглашении — это правильный подход для любой закрытой закупки, особенно если не заставлять заказчика публиковать в извещении функциональные требования к закупаемой продукции. Это позволит не исключать саму закупку из общей статистики. Что полезно в том числе и для того, чтобы видеть, каков удельный вес "секретных" закупок в общем объеме бюджета заказчика или отрасли.
Не всякая информация, тем или иным образом затрагивающая государственную тайну, должна становиться основанием для закрытой закупки. В конце концов, если секретен адрес проведения тех или иных работ, то именно его и не нужно публиковать, а не всю закупку переводить в категорию "секретных". Адрес же можно сообщить победителю под условием подписания соглашения о неразглашении.
Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно–правового регулирования B2B–Center