Дом бывшего приказчика. История особняка купца Александрова

Автор фото: Валентин Беликов
История особняка купца Александрова

Трехэтажный особнячок на Марата, 78, выглядит как–то не по–купечески неброско, теряется даже на фоне окружающих домов. Тем не менее владелец его — первой гильдии купец Александров — был намного зажиточнее, чем владельцы соседних, куда более роскошных зданий.

Михаил Александрович Александров родился в 1845 году в семье крепостного крестьянина в селе Богородское под Нижним Новгородом. Нрава он был беспокойного, так что родные края, скорее всего, покинул бы, даже не случись царского манифеста 1861 года, положившего конец закрепощенному состоянию большей части населения Российской империи. Исторический момент настал, когда Михаилу было 16 лет. Буквально год спустя молодой крестьянин сбежал из отцовского дома, отправившись в Нижний — купеческую столицу России. Сперва побыл мальчиком на побегушках в лавке торговца москательными товарами и мануфактурой, потом вырос до младшего приказчика, а там и вовсе стал помощником купца. Вскоре наряду с хозяйскими торговыми операциями он и свои дела "крутить" стал. Для начала — по мелочи, потом все серьезнее и больше. Так, что к 30 годам у бывшего приказчика был уже собственный бизнес: не просто налаженные торговые связи и собственная лавка, а вдобавок ко всему — несколько пароходов в собственности. В 1875 году Михаил Александров впервые уплатил гильдейский сбор, легализовав свою коммерческую деятельность и заявив о себе как о самостоятельном купце. А буквально через несколько лет подался в Петербург. Потому что самые большие деньги крутятся, разумеется, в столице.

Деньги потекли рекой

В Петербурге он поселился для начала в самом купеческом квартале, сняв квартиру неподалеку от Сенной площади и Апраксина Двора, на Садовой, 36. А лавку свою открыл, напротив, в районе куда более аристократическом — в Банковском переулке. И стал торговать тканями и готовым платьем. Но даже притом, что лавка приносила весьма достойную прибыль и со временем превратилась в очень солидный модный магазин, привлекавший клиентов из числа представителей дворянского сословия, она не была основным источником благополучия купца. Главным его занятием были транспортные операции — доставка товаров практически со всей страны петербургским купцам, в том числе и срочная. Маленький пароходный флот Александрова разросся в целую флотилию, обеспечивая непрерывную коммуникацию между городом на Неве и Нижним Новгородом, Астраханью и другими торговыми центрами империи. От успешности логистических схем этого транспортного предприятия напрямую зависело благосостояние самых крупных купеческих домов столицы. Так что деньги в карман молодого предпринимателя текли рекой — состояние его быстро перевалило за миллион рублей.
Впрочем, был у Михаила Александровича и другой источник дохода, традиционный для петербургских купцов того времени, — сдача помещений внаем. Причем речь идет не о жилых квартирах в доходных домах, как в большинстве подобных случаев, а о недвижимости коммерческой. В Апраксином переулке, 6, по его заказу модным в ту пору архитектором Федором Лидвалем был построен необычный образец "делового дома": на первых двух этажах располагались лавки, на третьем — помещения для совещаний и проведения аукционов, а на четвертом и пятом располагалась гостиница. Весьма прибыльное получилось предприятие, намного более рентабельное, чем любой доходный дом.
Годам к сорока купец Александров осознал, что пришла пора остепениться и обзавестись жильем, более соответствующим его социальному статусу, чем съемная квартира на Садовой, и приобрел четырехэтажный дом на Моховой, 37, куда и переехал с женой Екатериной Федоровной, четырьмя сыновьями и тремя дочерьми. А еще лет десять спустя он оставил это жилье потомкам, а сам переселился в скромный особнячок на Николаевской улице, как раньше называлась улица Марата. Дом этот, более чем любой другой в Петербурге похожий на классическое жилье купца в каком–нибудь небольшом губернском городе, достался ему в результате очередной торговой операции. Проще говоря, отошел ему за долги. И так покорил сердце бывшего нижегородского приказчика, что тот решил провести в нем весь остаток жизни. Далеко не самый роскошный на этой улице, отнюдь не самый современный и вовсе не такой комфортный, как новые здания эпохи модерна, он стал любимым жильем финансового воротилы, способного по своим доходам выстроить себе дворец не хуже княжеского.
Михаилу Александровичу здесь было просто уютно.
Иван Хлебов, обозреватель