"Instagram — мое лучшее вложение". Соосновательница шоколадного бутика "Бюро Вкуса" Екатерина Шокина о том, как перенести онлайн-магазин в офлайн-среду

Автор фото: "Бюро Вкуса"

Интернет-магазин "Бюро Вкуса" начинался как страничка в Instagram с 600 подписчиками. Сейчас это не только довольно популярный бренд кондитерских изделий и элитного шоколада ручной работы, но и новый шоколадный бутик, открывшийся на Петроградской стороне несколько месяцев назад. Сейчас "Бюро Вкуса" работают в коллаборации с крупными брендами и поставляют свою продукцию в бизнес-класс авиакомпаний Lufthansa и S-7. Соосновательница проекта Екатериан Шокина поделилась с "ДП" тем, как ей удалось развить бизнес в интернете и перевести его затем в офлайн.

Открытие бутика пришлось для компании кстати. Таким образом "Бюро Вкуса" удалось привлечь новую аудиторию, а также создать уникальное пространство, в котором сочетаются кофейня, витрина новой продукции, производственный цех и шоколадная фабрика "за стеклом".

Эффект сарафанного радио

По словам Екатерины, идея создания "Бюро Вкуса" возникла спонтанно. Она и ее будущие сокомандники обратили внимание, что у многих компаний часто возникают проблемы с корпоративными подарками, особенно когда им хотелось уложиться в бюджет и при этом сделать презент для сотрудников со вкусом.
"Тогда был период активного открытия магазинов, производящих крафтовую продукцию и подарки ручной работы. Мы нашли несколько людей, которые создавали различные товары — пряники ручной работы или домашний зефир, и стали компоновать их в готовые подарочные наборы. Оказалось, что подобный сегмент готовых подарков весьма востребован", — поделилась она.
Тогда в "Бюро Вкуса" продавали не только сладости, но и мыло с косметикой ручной работы и многие другие товары, которые можно вложить в подарок. Но в конце концов было решено остановиться именно на кондитерских изделиях. Первые клиенты пришли с помощью сарафанного радио и близких друзей, многие из которых заказывали корпоративные подарки в свои компании: "Мы вместе проработали до этого в сфере услуг 10 лет, мы знали, как качественно подать качественный сервис и привлечь клиентов. Я, например, по образованию маркетолог и PR-специалист, который занимался разной деятельностью, начиная от организации мероприятий до руководства корпоративным отделом крупного бизнес-тревел агентства, — рассказывает предпринимательница. — Постепенно объемы запросов на продукцию начали расти и достигли такой степени, что поняли, что на домашнем производстве с такими объемами не справиться. Тогда наш нынешний бренд-шеф Лариса Кирсанова предложила сконцентрироваться именно на кондитерских изделиях и производстве премиум-конфет ручной работы из качественного шоколада. Мы поняли, что ниша шоколада ручной работы в Петербурге совсем никем не занята".
В Европе производство шоколада ручной работы премиум-сегмента довольно развито. По словам Екатерины, это крупные бренды, например, у швейцарской компании Lindt есть две линейки, каждая из которых направлена на разные сегменты аудитории — шоколад, созданный на фабрике, и шоколад, созданный вручную, который приобретается в качестве сувениров и презентов.
"В октябре 2017 года мы отправили Ларису на международную выставку Salon du Chocolat в Париж. Это огромное мероприятие, на которое съезжаются знаменитые шоколатье и кондитеры со всего мира. Мы хотели узнать, как устроен этот бизнес. Затем мы зарегистрировали юридическое лицо и 2,5 года мы работали как магазин в Instagram", — рассказывает предпринимательница.

Магия Instagram

Магазин в Instagram вырос с 600 подписчиков до 25 тыс. Екатерина Шокина до сих пор ведет аккаунт самостоятельно. По ее словам, одной из лучших инвестиций в ее жизни стало прохождение курсов ведения аккаунтов в Instagram несколько лет назад. Это были одни из первых подобных курсов в городе, и стоили они всего 3 тыс. рублей. В итоге потраченная сумма оправдала себя во многие сотни раз.
"Я мечтаю переложить ведение аккаунта в чьи-нибудь еще надежные руки. Но как показывает практика, даже с SMM-агентствами работать довольно сложно, потому что ни одно SMM-агентство не изучит твой продукт так, как знаешь его ты. Кроме того, любая адекватная передача аккаунта в руки SMM-агентства — это еженедельное согласование контент-плана и каждого поста. Это ни хорошо и ни плохо, это просто данность, с которой приходится мириться", — считает она.
В интернет-магазин на начальном этапе было вложено всего 30 тыс. рублей, которые были нужны на производство товара, упаковку и полиграфию. Когда магазин разросся, вложения основателей в него составляли уже 5 млн рублей. Шокина связывает быстро выросшую популярность "Бюро Вкуса" с тенденцией на рынке подарочных кондитерских изделий. По ее мнению, в скором времени 90% продукции на рынке будет персонализированным и подстроенным под вкусы клиента. Также свою роль сыграла уникальность продукции: "В Петербурге мы единственные, кто наносит изображения непосредственно на шоколад, а также на эклеры. За этой технологией мы специально ездили в Бельгию", — рассказывает Екатерина.
Также "Бюро Вкуса" заключила контракты с крупными авиакомпаниями, и теперь в бизнес-классе Lufthansa на рейсах из Петербурга можно встретить произведенный ими шоколад с логотипом авиакомпании. А в бизнес-классе S7 летают их трюфели с кайенским перцем: "Также компания работает в коллаборации с "Мегой Парнас" для IKEA. Мы разработали для них брендированный набор конфет", — рассказала предпринимательница.

Переезд в офлайн

По признанию Екатерины переводить интернет-магазин в офлайн-среду было непросто, потому что ведение бизнеса в обеих сферах разительно отличается, особенно в сфере общепита: "Это и наличие строгих технических требований, и миллионы бумаг для Ростребнадзора, пожарных служб и других органов. Но нам повезло с нашими партнерами — мы подписали договор со строителями на помещение 5 декабря, а 5 февраля помещение нам уже сдали".
В открытие бутика на Петроградской стороне было инвестировано 15 млн рублей. Помещение искали долго и тщательно, чтобы оно подходило по нужным техническим параметрам. Дело в том, что клиенты "Бюро Вкуса" давно хотели посетить производство кондитерских изделий. Обычно производство продуктов — это стерильная зона, на которую не допускаются посторонние, поэтому в компании решили объединить в одном помещении несколько функций — витрину с продукцией, кофейню, где эту продукцию можно попробовать, производственный цех и настоящую шоколадную фабрику "за стеклом", чтобы посетители могли воочию наблюдать за производством шоколадных конфет.
Поэтому для размещения не подходили дома из старого фонда и из исторических районов Петербурга, потому что для такого проекта требуется много электричества, хорошая вентиляция и возможность подключить множество кондиционеров, что есть не во всех старых домах: "Затем мы случайно проезжали новый застроенный квартал на Петроградской стороне на улице академика Павлова и влюбились. У нас есть своя целевая аудитория, и мы изначально искали помещение, в котором, на наш взгляд, максимально была бы представлена публика, которая понимает, что такое шоколад ручной работы. Мы не искали место, где будет колоссальная проходимость", — добавила предпринимательница.
В отличие от интернет-магазина в бутике изначально сделали акцент на европейских тортах и кофе. Линейка тортов затем все равно перекочевала в интернет-магазин. Из Италии была заказана леверная кофемашина, а также было решено использовать только 100%-ную арабику. При этом при изготовлении кофе было решено отказаться от сиропов, а сделать акцент на натуральных ингредиентах и чистых вкусах.
"Со временем мы поняли, что к нам пришла новая аудитория, а не только постоянные клиенты из Instagram. Кроме того, мы обратили внимание, что некоторая продукция, например шоколадные конфеты, продаются в бутике гораздо лучше, чем в онлайне, потому что этим товарам нужна витрина. Кроме того, людям важен не только внешний вид, но и запах и вкус", — объяснила Екатерина Шокина.
Сейчас "Бюро Вкуса" также рассматривает возможность дальнейшего расширения. Среди перспективных рынков — Москва, расширяться в Петербурге при этом пока не планируется. По мнению основателей магазина, кондитерский премиальный сегмент однозначно подойдет для московской публики.
"Также к нам поступило несколько предложений из северных регионов России о продаже им франшизы. Там есть аудитория, которая обладает определенными финансовыми возможностями, но при этом подобной продукции у них на рынке нет. Все эти предложения, кстати, появились, когда мы открыли бутик в Петербург. Пока мы решаем, продолжать развиваться по франшизе или нет", — заключила предпринимательница.