Курьер с форелью. В Петербурге запустили сервис по доставке филе рыбы

Автор фото: Сергей Ермохин
Никита Колимбет придумал сервис по доставке филетированной рыбы, когда захотел заказать подобный продукт на дом и не смог найти подходящее приложение в смартфоне.

На активно растущем рынке фудтеха появляются все новые и новые ниши. В Петербурге запустился сервис Tastybox по доставке филе рыбы.

Сервис по доставке филетированной рыбы и морепродуктов по подписке запустила крупная российская транспортно–логистическая группа. Сырье подвергается шоковой заморозке и доставляется клиентам в виде порционных филе. У Tastybox 10 поставщиков, они везут рыбу из Аргентины, Чили, Турции, Индии, Бангладеш, Китая, Новой Зеландии и России.
Размер инвестиций на текущий момент оценивается в 5 млн рублей, суммарно вложения в проект могут составить около 15–20 млн. "По позитивному бизнес–плану мы должны выйти на операционную безубыточность за год, а вложения окупить в течение 2 лет, — уточняет руководитель стартапа Никита Колимбет. — При хорошем стечении обстоятельств в 2020 году компания может довести оборот до 70 млн рублей в год".
Целевая аудитория нового сервиса — люди, ведущие активный образ жизни и покупающие качественную еду. В Tastybox подчеркивают, что предоставляют клиентам возможность вкусно, как в ресторане, и полезно поесть у себя дома, потратив на приготовление ужина 15 минут.
"Самым сложным оказалось найти переработчика, готового фасовать филе рыбы по порциям на наших объемах. Все смотрели на нас круглыми глазами и либо не понимали, о чем мы вообще говорим, либо готовы были начинать работать при объеме в районе 10 т по каждой товарной позиции. Пришлось много ездить, разговаривать и объяснять, пока мы наконец не нашли понимание", — вспоминает Никита.
У компании пока нет своего производства: переработка и филетирование рыбы отданы на аутсорсинг. Коробки развозят собственные курьеры, компания также привлекает аутсорс–подрядчиков в периоды пиковой нагрузки. Объем поставок — 2–3 т в месяц. Основные каналы продвижения — Instagram и VK. Компания планирует тратить на продвижение около 1–2 млн рублей в месяц.
"Пока не видно, что в раскрутку сайта и аккаунтов соцсетей совершались большие денежные вливания, наблюдается низкая вовлеченность, — говорит Эльдар Джавадов, владелец агентства по продвижению "Мята". — Самым быстрым способом привлечения клиентов в случае нового проекта будет контекстная реклама. Думаю, что бюджета 100 тыс. рублей в месяц первое время будет достаточно".

Для себя любимого

"Идея сервиса родилась из моей личной потребности в подобном продукте, — признается Никита. — Я люблю рыбу, но не переношу все, что связано с ее разделкой и вытаскиванием костей. Плюс у меня нет времени на приготовление еды, поэтому найти и съесть вкусное рыбное блюдо в моем случае было сродни прохождению квеста высокого уровня сложности". Не найдя сервиса по доставке разделанной рыбы на дом, молодой человек решил открыть свое дело.
Спрос на здоровую пищу, которую можно быстро приготовить дома, растет. За 3 года оборот рынка может вырасти в 7 раз, подчеркивают эксперты.
"Формат оказания услуг по подписке — это то будущее, в котором мы живем уже сейчас. Постепенно мир (в первую очередь Запад, а за ним и Россия) идет к EaaS–экономике (everything as a service — все как сервис). Подписная бизнес–модель — важный компонент этого развития, она удобна и для покупателя, и для продавца. На нашем локальном рыбном рынке эту модель пока никто не развивает, и мы решились взять на себя роль первопроходцев", — объясняет Никита.
В России действительно еще не доставляли рыбу по подписке, тем более в виде порционного филе. Доставку рыбы можно заказать из онлайн–гипермаркетов, таких как "О’Кей" и "Перекресток", есть также многочисленные группы в соцсетях, где поставками занимаются, как правило, частники. Обычно они приезжают в Петербург из "рыбного" региона и развозят икру и прочие рыбные деликатесы, заказывая эти продукты у родственников и знакомых.
Это частая, но не единственная история. Рыбу и морепродукты можно заказать в профильных интернет–магазинах, таких как, например, "Рыба.СПб.Ру", "Рыба домой", "Осетрович". В других странах уже работают аналоги Tastybox. Это, например, Vital Choice в США и Fishbox в Великобритании.

От пиццы к филе

Доставка еды в РФ как рынок начала формироваться в 1990–2000 годах. Сначала основными игроками были пиццерии и рестораны японской кухни, заказы клиенты делали по телефону. В Европе и Америке такие сервисы появились намного раньше, в 1960–е годы. Сейчас в российских городах–миллионниках заказать можно что угодно.
Согласно Target Global, объем рынка фудтеха в РФ — так называют проекты, развивающиеся в нише доставки еды разной степени готовности, — составляет около $1,4 млрд. По оценке Rocket Internet, объем мирового рынка фудтех–сервисов, в частности заказа еды онлайн, достигает $324 млрд. Люди привыкают покупать еду дистанционно и хотят тратить минимум времени на ее приготовление.
"Мы пока не придаем большого значения этим цифрам, малому бизнесу они не очень–то полезны. Главное, в чем не приходится сомневаться, — люди как хотели, так и будут хотеть есть. Так что мы не пропадем", — уверен Никита Колимбет.
Российский рынок доставки продуктов из магазинов (его в мире называют online grocery) принято оценивать в $400 млн. По прогнозам Forrester, к 2021 году он достигнет $3,1 млрд. Сервисов доставки по подписке много: для тех, кто любит готовить сам, для тех, кто худеет или, наоборот, тренируется и набирает массу. Это "Шефмаркет", Grow Food Elementaree, "Ужин на дом" и так далее. Есть те, кто привозит по подписке только фрукты, — Edoque, Thaifruits и "Фруктоед".
"Tastybox — понятный сервис. Возможно, подобные проекты на российском рынке уже есть, но лично я их не встречал, — говорит Михаил Перегудов, руководитель "Яндекс.Шефа" и сооснователь "Партии еды". — Я не уверен, что для такого продукта в России найдется достаточный объем рынка, чтобы стартап вышел в прибыль. Есть риски, особенно учитывая то, что рыбу везут из других стран, чистят ее на стороннем производстве и так далее. Их собственная маржа будет небольшая. К тому же привлечение клиентов в такой стартап — это довольно дорогое удовольствие".
По его словам, проект будет приносить прибыль не с первого или второго заказа, а, например, с десятого. "Если бы этот сервис запустила компания полного цикла, например те, кто ловит форель в Баренцевом море и доставляет сюда, риски были бы меньше, — подчеркивает Михаил Перегудов. — Резюмирую: на маленькой марже и небольшом рынке такой бизнес может не взлететь, хотя появление такого сервиса полностью вписывается в тренд. Рынок наборов по подписке уже занят, открывать новые компании там бессмысленно, а вот смежные рынки и узкие ниши еще будут появляться".