МФЦ: 10 лет развития

Ровно десятилетие назад — 1 июля 2009 года в Петербурге начали работать первые МФЦ.

За это время система стала не только востребованной, но и привычной. О том, что такое сеть МФЦ сегодня и что ее ждет завтра, рассказал председатель комитета по информатизации и связи Денис Чамара.
— Сколько услуг сейчас оказывается в МФЦ Петербурга?
— Сегодня петербуржцы в любой жизненной ситуации обращаются в МФЦ. Получение и обмен паспортов, регистрация недвижимости, регистрация бизнеса, замена водительских удостоверений, свидетельств о рождении, запись в детский сад и школу. Около трети всех обращений — услуги в сфере социальной защиты населения. Сегодня через МФЦ города принимают и выдают документы на 354 государственные услуги.
— По вашему мнению, этого количества услуг достаточно, или в планах есть увеличение их количества? Эффективны ли центры в целом?
— За 10 лет эффективность технологии предоставления услуг по принципу одного окна неоднократно подтверждалась на практике. Были решены все задачи, которые мы ставили при запуске проекта МФЦ, а число услуг выросло с 7 до 354.
Отдельно стоит отметить, что в Санкт–Петербурге МФЦ изначально создавалось и совершенствовалось как единое учреждение, что позволило выстроить максимально эффективное взаимодействие со всеми заинтересованными органами государственной власти. И обеспечить единообразие в вопросе доступа граждан к госуслугам вне зависимости от района их проживания.
Сеть МФЦ Петербурга сейчас насчитывает 63 центра предоставления государственных муниципальных услуг. В том числе 7 центров оказания услуг для бизнеса, включая одну бизнес–зону.
— Оценили ли граждане комфорт и качество получения услуг через МФЦ?
— Да, безусловно, об этом прежде всего говорит количество обращений. За 10 лет — более 40 млн обращений на прием и выдачу документов. При этом более 90?% заявителей положительно оценивают качество услуг в МФЦ.
Об этом же говорят и независимые оценки качества работы МФЦ, которые мы регулярно проводим. А в Министерстве экономического развития РФ МФЦ называют самым успешным проектом в сфере совершенствования государственного управления России.
Но, разумеется, развитие системы будет продолжаться. На уровне Правительства РФ и субъектов Федерации идет обсуждение концепции дальнейшего развития, которая получила название «Стратегия МФЦ 2.0». Этот проект подразумевает расширение спектра услуг, предоставляемых МФЦ, центры не будут ограничиваться оказанием государственных или муниципальных услуг. Также в «Стратегии» предусматривается повышение качества центров и их цифровая трансформация.
— Чего не хватает, на ваш взгляд, МФЦ сегодня?
— Сегодня МФЦ — одно из крупнейших госучреждений Петербурга с коллективом более 3 тысяч человек. Это единый сложный организм, включающий в себя не только непосредственно центры «Мои документы», но и структурные подразделения, обеспечивающие бесперебойность их работы, транспортную логистику и многие другие вопросы.
Все это время подготовка сотрудников проводилась внутри учреждения, у нас есть определенные успехи в этом направлении. Кроме теоретической подготовки, реализован институт наставничества — когда более опытные работники передают свой опыт и знания новичкам.
Однако рост числа обращений в МФЦ в среднем составляет около 27?% в год. Это большая нагрузка. С учетом концепции МФЦ 2.0 требуется применение нового подхода к подготовке специалистов для МФЦ. Для этого потребуются соответствующие программы в учебных заведениях, предоставляющих среднетехническое образование.
— Какие планы развития уже существуют или, может быть, уже реализуются?
— Специализация, разделение потоков физических и юридических лиц при предоставлении государственных услуг — это важное направление, над которым сейчас ведется работа.
За второе полугодие 2018 года мы открыли в Петербурге 7 специализированных центров оказания услуг для бизнеса. Пять из них — на базе банков, еще два на базе МФЦ, включая бизнес–зону на Полюстровском, 61. Непосредственно сейчас ведется работа по созданию еще одного ЦОУ в Московском районе, на Варшавской улице.
И эта работа уже дала результат — за счет распределения потоков физических и юридических лиц время ожидания во всех МФЦ существенно снизилось.