Вспомнить, когда в России была предыдущая выставка Макса Эрнста, сложно или невозможно. Кажется, ее не было. Это невероятно, поскольку для современного искусства Эрнст — фигура, равная Марселю Дюшану или Пабло Пикассо. Но так у нас сложилось, что этот художник выпал из обоймы классиков. В советское время сюрреалистов хулили, их работы не показывали и не приобретали. И теперь, пока нью–йоркская МОМА и парижский Центр Помпиду спорят, чье собрание Эрнста лучше, нам остается вечно гуглить или искать встречи с работами художника во время поездок в Европу и США.
Гастроли классического Эрнста нам еще предстоят. Для начала в Двенадцатиколонном зале выставлены редкие и малоизвестные вещи 1920–х. Вернувшийся с Первой мировой Эрнст погрузился в бурную парижскую жизнь: дружил с дадаистами и сюрреалистами, экспериментировал с коллажем, изобретал новые художественные техники. Большинство из этих работ невелики, до недавнего времени о них мало кто знал. Они хранились в семье Арама Мурадяна — парижского галериста, устроившего пару выставок начинающего художника в галерее на рю де Сен. Это была знаменитая галерея, соседствовавшая с кафе "Ля Палетт", где до сих пор чтят лайки многих знаменитостей — от Поля Сезанна до Генри Миллера. Мурадян помогал будущим звездам авангарда, когда они еще были безвестной богемой. Галерея его пережила войну и просуществовала четыре десятилетия, а в 1960–е он даже был избран председателем сен–жерменского арт–сообщества. Эрнст, пожалуй, самая большая удача Мурадяна как куратора. Художник остался ему признателен, и уже в 1950–е, став классиком авангарда, сделал еще одну выставку в его галерее.
В Эрмитаже выставлены работы 1920–х не только из собрания Мурадяна, но и графические листы Эрнста из другой коллекции. Их предоставил Марк Башмаков — коллекционер книги художника. В Главштабе параллельно проходит выставка изданий, оформленных Эрнстом, это тоже проект Башмакова. Так у нас и бывает: то 100 лет ни слуха ни духа, то полным–полно. Выставка в Двенадцатиколонном, правда, напоминает предаукционный показ, поскольку живопись на ней в основном представлена Christie's, но праздника это не испортит.
Станислав Савицкий, арт–критик