Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила отказаться от регулирования цен на билеты в плацкартных вагонах на всех железнодорожных маршрутах и сохранить субсидирование только социально значимых направлений. Какие маршруты попадут в данную категорию, не сообщается. На поддержку перевозок предлагается выделять 8,5 млрд рублей ежегодно. В Минтрансе заявили, что "данное предложение ФАС должно быть детально проработано".
ФАС считает действующую систему регулирования цен на самые дешевые билеты неэффективной. "В регулируемом сегменте цены устанавливаются без учета спроса, и, как следствие, пассажирооборот продолжает снижаться с 2010 года. Бюджетные субсидии компенсируют разницу между "экономически обоснованным" и "фактическим" тарифами. Постоянное снижение пассажирооборота приводит к росту потребности в субсидировании", - следует из письма главы ФАС Игоря Артемьева вице-премьеру Максиму Акимову, которое приводит "Коммерсант".
Существующие механизмы регулирования и субсидирования компенсируют непроданные места в плацкартных и общих вагонах. Однако если эффективность в данном сегменте повысится, то компания "будет наказана сокращением субсидии", пояснил Артемьев. В письме также отмечается, что с ФПК в перевозках на 500–2000 км активно конкурируют автобусы и авиакомпания "Победа". Во время низкого спроса конкуренцию плацкарту составляют и перевозки в купе по сниженным ценам, при этом "качество услуг в плацкартах и состояние обычных поездов не соответствуют ожиданиям пассажиров даже в low-cost-сегменте".
Взамен регулятор предлагает сохранить субсидирование только на социально значимых маршрутах без привязки к типу вагонов или поездов. Для поддержки пассажирских перевозок планируется закрепить долгосрочные и безусловные субсидии в размере 8,5 млрд рублей ежегодно. Кроме того, могут быть увеличены средства на "ускоренное обновление подвижного состава в low-cost-сегменте", так как "качество услуг в плацкартах и состояние обычных поездов не соответствуют ожиданиям пассажиров", говорится в письме руководителя ФАС.