Изменили бизнес–модель. Как Александр Бойков научился расставаться с проектами

Автор фото: Архив "ДП"

Как Александр Бойков научился безжалостно расставаться с проектами раньше, чем они станут бессмысленными

Свой первый бизнес Александр Бойков открыл в 19 лет на втором курсе ГУАП. Не доучившись на программиста, предприимчивый юноша бросил вуз и основал собственную компанию Timeweb.
"Для большинства предпринимателей высшее образование не играет роли, — говорит Александр. — Но первые курсы полезны, они учат тебя учиться самостоятельно. Я сделал выбор в пользу бизнеса и ни разу не пожалел".
Сейчас, кстати, молодой человек учится в Стэнфорде на курсе, где преподают практикующие руководители компаний в США. Цель учебы практическая — понять, как развить нетворкинг в Штатах.

Высоко подпрыгнули

Партнера для бизнеса Бойков нашел у бывшего работодателя — в компании, где после учебы трудился сисадмином. Новорожденная фирма стала предоставлять хостинг–услуги. В 2006 году на старт такого предприятия понадобилось 300 тыс. рублей. Фишкой стало собственное ПО для серверов. Клиенты быстро оценили эффективный, простой и современный продукт. "Качество у ключевых игроков падало, поэтому вырос спрос на качественный сервис. Мы сделали на это ставку. Параллельно крупные игроки снижали косты и закрывали партнерские программы для веб–мастеров. Мы с радостью подхватывали партнеров, не задерживали выплаты, — рассказывает Александр. — Когда ты даешь заработать другому, то и сам зарабатываешь".
Росту бизнесу способствовала партнёрская сеть вебстудий, большая часть которой работала с системой 1С-Битрикс. Мы сделали для них хостинг и заручились лояльностью вебстудий. Ее обороты росли на 200–300% в год. Но в 2017–м Александр принял для себя решение кардинально изменить жизнь и уйти с руководящего поста компании, входящей в топ–3 игроков рынка. Он остался совладельцем и членом совета директоров, сменил место жительства и уехал из России в США. Руководить 120 сотрудниками компании Timeweb остался бывший финансовый директор компании. Теперь Бойков приезжает в офис на стратегическую сессию и раз в месяц обсуждает с партнером текущее состояние дел по Skype.

Я тоже так хочу

За год до того, как покинуть кресло руководителя Timeweb, предприниматель съездил на экскурсию в Кремниевую долину и пообщался с менеджерами Google, PayPal и Facebook.
"Они размышляли на новом для меня фундаментальном уровне. Увязывали экономику, философию, историю и современный IT. Я понял, что хочу так же", — объясняет он.
По словам предпринимателя, основное отличие ведения бизнеса в США и России — это прежде всего другой уровень доверия. "В Штатах тебе по умолчанию верят, но это дорого стоит. Один раз обманешь — и больше не отмоешься. Доверие — это оказание услуг без предоплаты, возможность проходить в офисы компаний без надзора, отправка чеков на крупные суммы по обычной почте, принтер, оставленный доставщиком у двери офиса. К этому быстро привыкаешь и расслабляешься".
Платформа Buzzweb по замыслу была сразу ориентирована на Европу и США. Инвестиции в ее создание для размещения рекламы на страницах микроблогеров составили $1,2 млн. Этот бизнес Александр тоже начал с новыми партнерами.

Бизнес–коллайдер

"Я всегда начинал бизнесы с партнерами. Двое вместе сделают то, что ни один из них не сделает по отдельности. Важно сталкивать идеи и мнения. Это такой бизнес–коллайдер, — говорит бизнесмен. — Например, у меня прокачаны технический и продуктовый скиллы. Партнеров ищу с хорошим местным маркетингом и продажами".
Прототип и схему взаимодействия разработали за 4 месяца, команда состояла из восьми человек (против 110 в Timeweb). Предполагалось, что рекламодатели получают доступ к маркетплейсу — базе блогеров, заключают с ними сделки, а Buzzweb берет комиссию за посредничество. Три месяца сделок не было вообще. За первые полгода удалось привлечь 5 тыс. рекламодателей и 15 тыс. блогеров.
"Чтобы сделка состоялась, нужно было пройти несколько этапов: найти блогера, договориться о стоимости заказа, согласовать материал, убедиться, что он опубликован. Только после этого блогер получал оплату. На каждом этапе были огромные потери в конверсии, и никакие усилия эти потери не снижали", — объясняет предприниматель. Стало ясно, что проблема фундаментальная, ведь для сделки нужна была третья сторона, которая понимает и блогеров, и рекламодателей. Таким образом, модель с комиссией оказалась неэффективной. Между тем сам рынок выглядел перспективным. Хотя и оказался устроен не так, как казалось со стороны.

Нигде нельзя доверять публичным данным

"В реальности модель маркетплейсов на рынке инфлюенс–маркетинга в Америке и не работает. Те, кто заявлял об эффективности, используют платформы как маркетинговый ход, чтобы привлечь внимание к своей компании. Но до 95% прибыли им приносит агентская работа по сопровождению крупных брендов и блогеров, и лишь 5% — маркетплейс, — говорит Александр. — Узнали мы это от бывших сотрудников конкурентов. Никогда нельзя доверять публичным данным".
В итоге стартап сменил главную идею и стал сервисом по анализу блогеров и их рекламных кампаний. Загружаешь имя блогера, нажимаешь кнопку — и через несколько минут получаешь готовую аналитику для его оценки: цена за подписчика, качество аудитории, география, уровень вовлечения, ниша.
"С первого же дня после запуска мы стали получать сделки с чеками от $50 до $100. Услуга крайне востребованная. Рекламодатели разумно хотят платить меньше, а блогеры — зарабатывать больше", — делится наблюдениями предприниматель.

На один успешный проект — несколько провальных

Через полгода стартап снова пришлось закрыть: Facebook начал ограничивать доступ к API из–за проблем с утечкой данных. "Я вздохнул с облегчением. Зависимость от Facebook с их непредсказуемой политикой висела над нами как дамоклов меч. Теперь я просто не делаю бизнес на базе чужих продуктов. Слишком непредсказуемы риски", — говорит предприниматель.
"Менять бизнес модели не страшно и не обидно. Гораздо хуже потерять еще год и закрыться потом. А так — списал убытки и пошел дальше", — объясняет Александр. Сейчас он снова запускает платформу Buzzweb, но на этот раз она ориентирована на анализ поведения пользователей на онлайн–площадках. Предприятие будет помогать крупным онлайн–сервисам, СМИ и интернет–магазинам увеличивать конверсию в продажи.
"У каждого предпринимателя на один успешный проект есть несколько провальных. Иногда вина может быть твоя, и тогда ты чему–то учишься. Иногда это проблема рынка или поведение сил, которые ты не мог предсказать. Тогда просто идешь дальше, — говорит Александр. — Я люблю зарабатывать, но опыт для меня тоже важен. Когда ты сидишь по вечерам с командой, "допиливая" продукт, придумываешь вместе новую прорывную идею или видишь, как вчерашний стажер сегодня уже строит свой отдел, — в этом и есть основной кайф бизнеса. Кто надеется однажды заработать и потом жить на проценты, вряд ли чего–то достигнет. Это работа на всю жизнь".

Советы по делу от Александра Бойкова

1. Многие думают, что время — ценнейший ресурс, но это не так. Только энергия делает тебя предпринимателем или руководителем. Умение ее генерировать и передавать людям — самый ценный навык. Рекомендую книгу «Жизнь на полной мощности».
2. Ни в одной книге нет такой практической информации о рынке, как в голове у специалиста. Умение обмениваться информацией к обоюдной пользе — второй из ценнейших навыков. Рекомендую книгу «Никогда не ешьте в одиночестве». Многие успешные люди — прекрасные нетворкеры. Большинство из них — экстраверты.
3. Прокачивать английский стоит в режиме read–only. На русский переведено очень мало правильных видео и книг. Speaking — дорогой скилл, который сложно поддерживать. А распознавание речи на английском почти не теряется со временем. Прокачал один раз — получаешь в 10 раз больше полезной информации всю жизнь.
4. Нужно активно искать негативный фидбэк. Мы все ошибаемся в нашем видении мира, себя и своего бизнеса. Сейчас я строю петли регулярной негативной обратной связи, чтобы стать чуть меньше неправым.
5. Если нужно выбрать сотрудника только по одному качеству, пусть оно звучит так: человека должно переть от той работы, которую вы собираетесь ему поручить. Из таких людей собираются классные команды.