Субстанция огромного масштаба. "Балтфарма" расширит производство

Автор фото: Петр Ковалев
Для отечественных фармпроизводителей есть преференции

Осенью компания "Балтфарма" (группа "Балтрос") начнет строительство производственных корпусов в особой экономической зоне "Санкт–Петербург".

Соглашение, подписанное гендиректором ООО "Балтфарма" Захаром Голантом на Петербургском международном экономическом форуме — 2019 с председателем комитета по промышленной политике и инновациям города Юрием Калабиным, предусматривает расширение будущего предприятия по сравнению с тем, что планировалось изначально. Площадь земельного участка под строительство увеличилась с 1,4 до 3,2 га, производственная площадь — с 4 тыс. до 11,5 тыс. м2, объем инвестиций — с 796 млн до 2 млрд рублей.
"Мощность составит до 80 тонн в год. Есть 19 позиций, которые уже подтверждены соглашениями с производителями готовых лекарственных форм", — отметил Захар Голант. Завершить работы предполагается в 2021 году.
Важно отметить, что производитель фармсубстанций в петербургском фармацевтическом кластере уже есть — это компания "Активный компонент". Весной она получила статус локального продукта для 19 своих субстанций. Но Захар Голант и президент АО "Активный компонент"Александр Семенов уверены, что делить рынок им пока не придется — места на нем хватит всем. "Российский рынок имеет такие обширные возможности и потребности, что у адекватной компании есть возможность выпускать современные субстанции и при этом не пересекаться с конкурентами", — отмечает Александр Семенов.
По его словам, для "Активного компонента" более актуально состязание с зарубежными производителями. "Что касается России, то здесь в одной нише с нами работает небольшой процент компаний, и то лишь по отдельным субстанциям", — говорит Александр Семенов. Захар Голант в свою очередь напоминает, что потребность российского рынка активных фармацевтических субстанций составляет 90 млрд рублей, а объем производства в стране в прошлом году не превысил 8,7 млрд рублей.
Гендиректор маркетинговой компании DSM GroupСергей Шуляк отмечает своевременность намерений "Балтфармы". "В России продается порядка 4 тыс. наименований лекарственных препаратов, поэтому поле деятельности в части производства субстанций большое", — подчеркивает эксперт. По его словам, серьезным стимулом для отечественных фармпроизводителей должно стать и происходящее сейчас закрытие многих китайских производств фармсубстанций.

Конкуренция систем

Однако Захар Голант больших изменений в структуре рынка в ближайшее время не ожидает. Он уверен, что Китай и Индия по–прежнему останутся для России основными поставщиками сырья. "Ключевой вопрос в том, какой объем добавленной стоимости останется в России. Говорить о полном импортозамещении пока рано. Но GMP–часть, фармацевтическую составляющую можно и нужно обеспечивать в России", — отмечает Захар Голант.
С 2018 года для отечественных фармпроизводителей введены преференции — в размере 25% от цены госконтракта в случае, если использовалась субстанция, произведенная в России. По словам Захара Голанта, это важно с точки зрения перспектив и позволит российским компаниям совершенствовать технологии. "Важно понимать, что в современных реалиях уже не столько компании конкурируют друг с другом, сколько системы господдержки — индийская, китайская, американская и т. д.", — подчеркивает он.
Действуя в этой логике, "Балтфарма" делает ставку на социально значимые лекарства и планирует выпускать субстанции для лечения сердечно–сосудистых заболеваний, онкологии, антиретровирусной терапии. Причем, по мнению экспертов, для успеха в этой нише не помеха даже снижение цен на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). "Они бывают разные — от дешевых до очень дорогих. Есть позиции в ЖНВЛП, которые даже при снижении цен остаются очень выгодными", — напоминает Сергей Шуляк.