Пилот покажет. О развитии подземного пространства Петербурга

 

Тема развития подземных пространств Петербурга звучит все чаще. Это вполне логично. Наш город является одним из лидеров по темпам прироста жителей и объемам жилищного строительства в России, и вопрос о допвозможностях комплексного развития территорий злободневен. Этим объясняется все более частое обращение к теме трехмерного Генплана, который позволит перераспределить баланс городских территорий с учетом перспективы развития подземных проектов.
Недавно в Петербургском союзе архитекторов прошла российско–испанская научно–техническая конференция, где специалисты двух стран делились опытом исследований и применения различных технологий в этой сфере. Тема, вынесенная в заглавие мероприятия, сама по себе дискуссионная — "Развитие подземного пространства как средство сохранения исторической среды". Наработки испанских коллег, безусловно, нам интересны — Петербург традиционно перенимает наиболее передовой опыт своих соседей. В данном случае — в основном методический, поскольку чувствительные и подвижные петербургские грунты требуют особого подхода и совершенно иной технической базы.
К подземному строительству у нас относятся с объяснимой осторожностью: оно считается очень дорогим, сложным и рискованным. Сегодня в городе есть ряд пилотных проектов по использованию подземных локаций в историческом центре — например, под паркинги. Существует такой проект для территории Александровского парка. Мне кажется, это было бы правильно — убрать из парка автомобили, предоставив возможность парковки в подземном пространстве. В отношении этого проекта есть ряд сложностей, ведь речь идет о территории памятника, исторический вид которого не должен быть нарушен. Хотелось бы, чтобы этот проект был реализован как пилотный и стал удачным началом подземного освоения центра. Похожая идея существует для Конюшенной пл. А вот от проектов под пл. Восстания, на мой взгляд, пока целесообразно воздержаться. Вообще, в Генплане заложено достаточное количество подземных сооружений. Один из примеров — Орловский тоннель, который городу, безусловно, нужен и является одним из приоритетов.
В ходе конференции задали еще один очень важный для Петербурга вопрос: готовы ли горожане принять такую стратегию развития? Отношение жителей к этому вопросу неоднозначное, и многие опасаются за нашу зыбкую петербургскую почву. Опыт других городов и стран с иными условиями, конечно, не может считаться гарантией успеха. Думаю, только правильный и удачно реализованный пилотный проект сможет заставить город поверить в перспективы такого пути. Конечно, в тех случаях, когда есть риски невосполнимых потерь, от таких проектов лучше отказаться. По крайней мере, до тех пор, пока технологии не гарантируют нам иных результатов. Действовать надо осторожно, но действовать надо.
Владимир Григорьев, председатель комитета по градостроительству и архитектуре