Андрей Архангельский Все статьи автора
8 июня 2019, 11:27 456

Одевайтесь. "Куриоса" Лу Жене

Фото: кадр из фильма "Куриоса"/kinopoisk.ru

Париж, богемная среда, конец XIX века, любовный треугольник. В основе сюжета — дневники и письма известных персонажей того времени. Мари (Ноэми Мерлан), средняя из трех дочерей поэта, основателя движения "Парнас", вышла замуж за ученика отца, поэта Анри де Ренье (Бенжамен Лаверн). Но влюблена с детства в другого — также ученика отца, Пьера Луи (Нильс Шнайдер). Ровно к середине фильма все про все узнают (впрочем, все и так все знают, хочется сказать — заранее). Переписка любовников — в руках мужа; вот сейчас начнется вражда, тем более что Анри и Пьер — друзья. Но не происходит ничего, и жизнь дальше идет своим чередом.

Пародия на хороший детектив. "Плейбой под прикрытием" Филиппа Лашо

Пародия на хороший детектив. "Плейбой под прикрытием" Филиппа Лашо

434
Андрей Архангельский

Фильм еще не раз пошутит над нашими обманутыми ожиданиями, никаких действий герои вообще, по сути, не совершают, все самое важное происходит на чувственном, а также литературном уровне. Поскольку все пережитое минимум двое участников истории успешно переплавляют в произведения, которые приносят им славу и достаток. Отношения между друзьями–поэтами не только не испортятся, но, так сказать, перейдут на новый, еще более тонкий и доверительный уровень. Тут нужно добавить, что все происходящее пропитано эротикой, сознательно ею наэлектризовано. "В фильме исследуется сексуальность…" — нет ничего проще, чем написать в этом духе, но именно оттого, что фильм уже не раз направлял нас по ложному следу, воздержимся от такой интерпретации.

Дело в том, что Луи кроме литературы и секса одержим еще и фотоискусством: у него новенький фотоаппарат (фотографирование только–только достигло известного технического удобства и вошло в моду). Луи делает то, что мы назвали бы художественной фотографией, на грани эротики и искусства (снимает своих любовниц). Часто расплывчатые, его фото более всего напоминают современное искусство. Возможно, это покажется странным, но именно фотоаппарат — главный герой фильма: неуклюжий, громоздкий короб. Тем не менее в нем уже есть главное — объектив, глазок, в который смотрит тот, кого фотографируют. И тут происходит самое главное. Это история о том, как техническое изобретение навсегда изменило психологию, чувственность и, главное, самосознание человека. Волшебное свойство фотографирования в том, что этот процесс превращает человека в субъект, помогает увидеть себя со стороны — и одновременно заглянуть внутрь себя. Пробудить кого–то, кто дремал там, — то ли зверя, то ли сверхчеловека.

…Оператор подолгу задерживается на деталях одежды, обуви, нижнего белья образца конца XIX века. Фильм много раз напоминает нам, что процесс одевания и раздевания когда–то занимал несравнимо больше времени. То, что представляется нам сегодня простым, когда–то требовало ежедневного труда и терпения. Результатов фотографирования также нужно было долго ждать, появление любого снимка можно было бы сравнить с рождением живого существа. Нет ничего проще, чем мысленно перенести эту ситуацию в начало XXI века — то есть представить в руках героев телефоны.

Самым пошлым было бы сказать, что вот "раньше–то было все настоящее, не то что нынче". Конечно, это не так, и на смартфон можно снимать гениальные вещи. Но речь, скорее, о своеобразном законе компенсации. Медленное течение прошлой жизни как бы способствовало рождению искусства. Теперь же одеваться или фотографировать стало несравнимо проще, а вот создать нечто, заслуживающее называться искусством, стало гораздо сложнее. Если мы, конечно, говорим о настоящем искусстве.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама