Вадим Кузьмицкий, Дарья Кильцова Все статьи автора
3 июня 2019, 00:38 554

Межрейсовая борьба. Конкуренция за пассажиров доходит у водителей маршруток до рукоприкладства

Фото: Петр Ковалев

Горячие точки — места остановок с большим пассажиропотоком. Корреспонденту "ДП" недавно не посчастливилось присутствовать при таком инциденте.

В сети и с зарядкой. Петербург имеет большой потенциал для развития троллейбусного транспорта

В сети и с зарядкой. Петербург имеет большой потенциал для развития троллейбусного транспорта

394
Дарья Кильцова

Драка за пассажиров

Одна из подобных точек — остановка на Большом пр. П.С. у пл. Льва Толстого (станция метро "Петроградская"). Здесь для общественного транспорта, двигающегося в направлении Выборгской стороны, предусмотрена одна выделенная полоса. Маршрутки (К–10, К–149, К–131, К–175, К–369) обычно останавливаются и подолгу ждут пассажиров сразу после пешеходного перехода, блокируя полосу и не давая ни коллегам–конкурентам, ни социальному транспорту проехать на зеленый.

Как следствие, у площади постоянно происходят конфликты между водителями. Недавно корреспондент "ДП" наблюдал инцидент, подробности которого стали известны позже: водитель автобуса перевозчика ООО "Вест–сервис" Фомин ворвался в маршрутку ООО "Питеравто" и прыснул из перцового баллона в лицо водителю Ботурову. При этом газ распространился по салону, так что пассажирам пришлось выбегать на улицу. Экипаж МВД прибыл на место спустя более получаса, когда все участники конфликта уже разъехались.

Ситуацией заинтересовались в Смольном. "Руководством транспортных компаний причины возникновения конфликтной ситуации, а также факт применения средства самообороны признаны недопустимыми", — говорится в ответе зампредседателя комитета по транспорту Андрея Веселевича на частное обращение корреспондента "ДП".

После этой драки на пл. Льва Толстого Смольный организовал специальную межведомственную комиссию (с участием представителей администрации Петроградского района, ГИБДД и ГУП "Горэлектротранс"). "Перевозчикам… поручено обеспечить контроль за посадкой и высадкой пассажиров и исключить межрейсовую стоянку и длительное пребывание транспортных средств на остановочных пунктах", — сообщил Андрей Веселевич.

К слову, в компании "Питеравто" сообщили "ДП", что транспортных проблем на пл. Льва Толстого не видят.

Микс общего и частного. Беспилотный транспорт как неизбежное будущее

Микс общего и частного. Беспилотный транспорт как неизбежное будущее

487
Инна Лушина

Тесные остановки

Маршрутки сводят на нет смысл выделенных полос для общественного транспорта во многих местах. Такая же, как у пл. Льва Толстого, выделенка есть и на Загородном пр. на подъезде к Владимирской пл. Зато маршрутки не пускают на выделенную полосу на Лиговском пр.

Даже если полос несколько, но остановка расположена у метро, маршрутки могут ее блокировать. "В городе есть остановочные узлы, где большой трафик коммерческих автобусов затрудняет движение социального транспорта. Как правило, такие остановки расположены на окраинах города у станций метро с большим пассажиропотоком: "Проспект Ветеранов", "Купчино", "Проспект Просвещения" и "Улица Дыбенко", — признали в комитете по транспорту.

В частности, у "Проспекта Ветеранов" маршрутки разворачиваются с пассажирами через двойную сплошную, чтобы сэкономить время. В список можно добавить также "Площадь Ленина". Остановки возле этих станций превращаются в межрейсовые стоянки. Причина тому простая — устройство коммерческих перевозок: водители до последнего отстаиваются в выгодных местах массового скопления пассажиров, иначе не соберут достойную выручку.

Водители коммерческих автосредств, получается, конкурируют не только с другими коммерсантами, но и с социальным транспортом. Рулевые бюджетных перевозчиков соблюдают обязательства останавливаться только на официальных остановках, тогда как их коллеги зачастую отстаиваются там, где им удобно. Как на той же пл. Льва Толстого.

"Водители 31–го троллейбуса знают, какой беспредел творят маршрутчики на Петроградской… Их совершенно не волнует, что за ними стоит очередь из троллейбусов, автобусов и других маршруток… Я отправил в комитет по транспорту обращение с требованием изменить трассы проходящих в этом месте маршруток и призываю всех, кто хочет улучшить условия работы для себя или своих коллег, сделать то же самое", — писал в апреле в соцсетях водитель 31–го троллейбуса.

Полоса решения

Эксперты видят разные решения этой многолетней проблемы. "Остановки стоит максимально приближать к пешеходным переходам, перекресткам и входам в метро для удобства пассажиров. На остановке общественного транспорта "Станция метро "Петроградская" этот принцип нарушен, вероятно, из–за обращений театра, чтобы машины не закрывали афиши. Да, звучит нелепо, но по опыту такое практикуется сплошь и рядом. Поэтому неудивительно, что происходят конфликты, — отмечает эксперт, заместитель начальника отдела оптимизации движения ГУП "Мосгортранс" Александр Егоров. — Я бы первым делом перенес остановку на 25 м назад, ближе к перекрестку. А вторым — провел реконструкцию угла площади с расширением тротуара и переносом остановки на этот участок. Вдоль нее необходимо предусмотреть широкую выделенную полосу, чтобы автобусы и маршрутки могли объезжать друг друга".

К слову, именно такая схема существовала здесь примерно до 1951 года, пока ходил трамвай. По мнению Егорова, интенсивность движения автобусов на этом участке дороги не очень высокая, поэтому запрещать движение маршруток по выделенной полосе не стоит. Лучше задуматься о выделенке в обратную сторону.

"Работу с выделенными полосами в Петербурге оцениваю как наивысшую степень некомпетентности. В то время как Москва ежегодно вводит по 40 км новых выделенок, Питер топчется на месте — не вводит даже и 20 км в год. Хотя потенциал для развития наземного транспорта у города громадный. То же можно сказать и про существующие выделенные полосы. Они по–прежнему не работают. Есть две критичные проблемы: парковка на выделенной полосе и движение постороннего транспорта по ней. Они не решаются годами, ГИБДД и ДОДД в этом плане абсолютно бездействуют", — делится своим мнением Александр Егоров.

Отметим, что с 2020 года в Петербурге должна заработать новая схема организации наземного транспорта, для чего сейчас комитет по транспорту разрабатывает документ транспортного планирования. Как уточнили "ДП" в ведомстве, ключевые задачи документа — отказ от дублирования маршрутов, главным образом за счет сокращения коммерческих перевозок, и уход от такого вида транспорта, как маршрутки.

Из истории реформ

Власти пытаются скоординировать работу социального и коммерческого транспорта не первую десятилетку — дабы маршруты не дублировали друг друга и водители не устраивали гонки за пассажирами. В 2006 году городские автобусные маршруты разделили между несколькими частными компаниями и "Пассажиравтотрансом". Частники обязались обслуживать социальные линии по установленным городом тарифам (прежде они бывали выше), взамен получив право на получение субсидий и право зарабатывать на коммерческих маршрутах (этот тариф, впрочем, тоже согласуется городом). Позже появились первые выделенные полосы для общественного транспорта (на Невском проспекте и Петроградской стороне). В середине нулевых происходило замещение автобусов особо малой вместимости (в основном "Газелей") более крупными машинами. А летом 2012–го маршрутчиков обязали принимать оплату по городской карточке "Подорожник".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама