Гонка за индексами. Помогут ли регионам показатели городской среды

Тема пространственного развития городов стала новой идеей фикс, заразившей и власти, и городские сообщества. Научные институты пишут стратегии, концепции, проекты городов будущего. Урбанисты и экономисты прогнозируют эффекты, финансисты рассчитывают предварительные затраты и прибыль. Власти на всякий случай всех поддерживают и отчаянно лавируют между противоречивыми интересами стейкхолдеров, меняя и даже отменяя принятые и вполне легитимные решения.
Где–то отдельно существуют генпланы и ПЗЗ, в ЕГРН иногда гуляют по картам земельные участки, а региональные ГИС–системы не всегда актуальны. Сегодня в России градостроительные документы судорожно фиксируют уже сложившуюся и почти вышедшую из–под контроля ситуацию и больше не являются документами будущего.
Разработанные субъектами "стратегии развития" также не в полной мере отражают перспективы преображения городов. Повсеместный рост промышленности, объемов жилищного строительства, туристический и культурный потенциал в стратегиях редко наносится на карту территории и, вероятно, тоже существует где–то отдельно. Попытку систематизировать и упорядочить хаотичное развитие городов предприняло правительство России, утвердив в марте этого года 36 индикаторов оценки городской среды. Это и объем комфортабельного жилья, и доля зеленых насаждений, создание общественных пространств, развитие общественного транспорта и еще много хорошего и правильного.
Правительство посчитает всех по индикаторам и сразу поймет, кто в стране молодец, а кто пока не очень. Считать будут и по данным Росстата, и из сведений региональных ГИС–систем, и даже учтут мнение населения в соцсетях. Регионы вызов приняли и готовятся состязаться друг с другом.
Помогут ли индикаторы российским городам? Вопрос спорный — в погоне за показателями каждое городское ведомство имеет соблазн растащить их по "ведомственной принадлежности", усиленно выполнять и перевыполнять свое, невзирая на доводы "чужого" блока.
Общеизвестный факт, что основной трудностью инвестора при подготовке ППТ является согласование с городскими ведомствами функционального назначения городского же участка: один комитет ратует за трамвайный парк, другой — за объект культуры или здравоохранения, и им очень тяжело договориться. Поэтому есть большой риск в том, что "среда и пространство" так и останутся сами по себе. Потому что у каждого свой показатель. Простите, индекс!
По понятной логике федерального правительства, введенные индексы городской среды должны стимулировать местные власти на планомерную работу в этом направлении. Тем более что с 2020 года индексы будут влиять на размер субсидий регионам из федерального бюджета. Но основной принцип распределения субсидий — численность населения в регионе — никуда не исчезнет.
Как будут оцениваться города, в которых индекс городской среды растет параллельно с оттоком населения, мы, вероятно, поймем уже в ближайшие годы. Очень хочется ошибаться.
Елена Бодрова, исполнительный директор РГУД