Это обращение к потомкам и ко всем живущим

Писатель–историк Наум Синдаловский, возглавивший жюри конкурса, рассказал о надписях на исторических зданиях и монументах Петербурга и о том, почему не надо думать, что о нас скажут потомки.

Вы — знаток городского фольклора. А современные здания уже обрастают какими–то историями?

— Они не могут, да и не должны сразу стать частью истории. Существует мнение, что для того, чтобы современная архитектура стала привычной, должно пройти 70–75 лет. Можно вспомнить, как в свое время в штыки был принят петербуржцами Исаакиевский собор, еще более близкий пример — дом компании "Зингер" на Невском проспекте, который как только не называли — даже гнилым зубом в челюсти Невского проспекта. А сейчас трудно представить себе и Невский без Дома Зингера, и Петербург в целом — без Исаакиевского собора.

От современной эпохи останется архитектурное наследие?

— Архитектура — это каменная летопись. И каждая эпоха не только имеет право, но и обязана оставить о себе память. Вот мы называем Петербург классическим, а классических зданий здесь раз–два и обчелся. И все равно он классический, потому что классицизм вошел не только в архитектурные формы, но и в планировку всего города.
Особенно важно, чтобы архитекторы разных эпох относились друг к другу с уважением, тогда мы будем воспринимать наш город как ансамбль. Возьмем Дворцовую площадь — там все здания разных стилей, и тем не менее они складываются в ансамбль. Я могу привести пример из области мифологии. Кваренги ненавидел архитектуру барокко. Его бесило, когда говорили о барокко. И тем не менее когда он строил здание Смольного института, то, проходя на стройку мимо барочного Смольного собора, каждый раз останавливался напротив него, снимал шляпу, задирал голову и по–французски говорил: "Вот это храм". С уважением. И современные архитекторы должны проявлять уважение как к современникам, так и к творцам прошедших эпох.
Конечно, мы воспринимаем современную архитектуру иначе, чем постройки даже начала XX века. Обратите внимание на число — 70–75 лет. Должно смениться три поколения, чтобы последнее не было под влиянием первого. И комплекс "Граф Орлов", я думаю, будет восприниматься потомками с восторгом, особенно если там появится посвятительная надпись.

Есть ли в принципе традиция размещать надписи на фасадах домов в Петербурге?

— Надписи на архитектурных сооружениях, как правило, связаны с ритуальной архитектурой. Посвятительные надписи были на церквях, соборах, и, как правило, это были цитаты из Библии. Либо посвятительные надписи носили мемориальный характер и размещались на кладбищах или на памятниках: "Петру Первому — Екатерина Вторая". Или на другом памятнике Петру Первому перед Михайловским замком: "Прадеду — правнук".
В советское время традиция была подхвачена. Вспомните надпись на Пискаревском кладбище: "Никто не забыт и ничто не забыто". Все это посвятительные надписи, которые носят мемориальный характер. Хотя есть один пример, когда надпись посвятили живому человеку, — граф Орлов победил чуму в Москве, и в честь этого Екатерина II воздвигла в Царскосельском парке Орловские ворота с надписью "Орловым от беды избавлена Москва".

То есть это все были общественно значимые здания и сооружения?

— Да, и у каждой из них есть история. Например, знаете, как на Михайловском замке появилась надпись "Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней"? Изначально она была предназначена для Исаакиевского собора, но, когда Павел I взошел на престол, ради строительства Михайловского замка было запрещено все каменное строительство в Петербурге, было приостановлено и строительство Исаакиевского собора. И весь камень и мрамор пошли на Михайловский замок, в том числе эта заготовленная надпись. Так она с церковного сооружения перешла на светское.

Что вы можете сказать о надписях, предложенных для комплекса "Граф Орлов"?

— Хорошо, что традиция надписей возродится. Главное, чтобы это не стало слишком популярным и на каждом здании не начали что–то писать. Но даже в таком случае все равно компания "Л1" будет первой.
Отличие в данном случае от прочих надписей заключается в том, что исторические мемориальные надписи имеют характер индивидуального обращения, а это будет обращение ко всем живущим. Причем на жилом доме надпись, конечно, должна быть не траурной, не мемориальной, а общественно значимой. Поэтому важно было исключить из этой надписи сиюминутные эмоции, слова "великие", "самые–самые" — не перехваливать себя.

Вы говорили о том, что всегда были здания, вызывающие критику. Это удел только выдающихся здания?

— И критику, и возмущение в том числе. Вот мы не можем представить город без моста Петра Великого — Большеохтинского. А в чем только его не обвиняли: и в инженеризме, и в грубой клепке, и в разрушении вида на Неву. А со временем он был признан всеми одним из самых красивых, удивительных сооружений города. Критику вызывает все то, что идет на шаг впереди сложившегося общественного мнения. А без этого нет будущего.

Много ли таких объектов сохранится от нашей эпохи?

— А много и не надо. В городе 95% фоновой, рядовой застройки, и только 5% — индивидуальной. И то если посчитать и петергофский дворец, и царскосельский.

Интересно, что потомки сочтут выдающимся?

— Надо делать то, что мы делаем. А что о нас скажут — дело грядущей эпохи.