Дмитрий Бардачев Все статьи автора
11 мая 2019, 13:25 19913

Двигатель авторынка. Производство машин выросло на 14,4%, но пока далеко от докризисного уровня

Фото: Сергей Ермохин

Производство автомобилей в России за 2018 год выросло на 14,4%, но все еще далеко от докризисного уровня. Тем временем петербургские автозаводы установили производственные рекорды.

Российский автопром второй год подряд показывает рост. По данным Russian Automotive Market Research, за 2018 год в нашей стране было произведено свыше 1,53 млн легковых автомобилей, что на 14,4% больше, чем в 2017 году. Однако это все еще на 20% ниже докризисного уровня производства — в 2013 году с конвейеров российских заводов сошло свыше 1,9 млн автомобилей.

По тормозам. Грозят ли рынку петербургского автопрома новые потрясения после ухода Ford

По тормозам. Грозят ли рынку петербургского автопрома новые потрясения после ухода Ford

16512
Антон Тарануха

Лидером остается АвтоВАЗ, который выпустил 361,8 тыс. автомобилей, увеличив производство машин на 21,1% и заняв долю рынка в 23,5% (+1,2 п.п.). Практически все другие ведущие производители также показали рост объемов выпуска.

«Если говорить о выходе на докризисный уровень производства, то, по всей видимости, это случится не скоро. Пока попросту нет для этого серьезных предпосылок. Производство завязано на рынок, а он в этом году не демонстрирует рост. В свою очередь, объемов экспорта тоже недостаточно, чтобы существенно нарастить производство», — считает Азат Тимерханов, представитель аналитического агентства «Автостат».

Локальные рекорды

Между тем петербургский автопром уже вышел на докризисный уровень выпуска машин (если не учитывать ушедший с рынка GM). По итогам 2018 года все три петербургских завода установили для себя абсолютные производственные рекорды. Так, Hyundai произвел 246,5 тыс. авто (+5,6% к 2017 году), Toyota — 73,7 тыс. шт. (+10,6%), а Nissan — 56,5 тыс. шт. (+23%).

Южнокорейский Hyundai сегодня лидирует по объему производства иномарок в России. «Увеличение объемов выпуска стало возможно, с одной стороны, благодаря стабильно высокому спросу на производимые заводом модели, с другой стороны, благодаря внедрению инновационных методов производства, таких как квадроштамповка, увеличению скорости работы конвейера и совершенствованию производственного планирования», — комментирует Виктор Васильев, директор по внешним связям региональной штаб–квартиры «Хендэ Мотор» (Россия и страны СНГ). В 2019 году завод планирует выпустить более 240 тыс. авто.

За первые 2 месяца 2019 года петербургские автозаводы выпустили 61 тыс. автомобилей, это на 4% больше, чем в январе–феврале 2018 года, свидетельствуют данные агентства «Auto–Dealer–СПб». Общая загрузка трех заводов достигла 80%. Это выше показателя всего 2018 года, который составлял 78%. Доля петербургского автопрома сохранилась на уровне 24,7%.

Выбрались из ямы. В Петербурге впервые с начала года начали расти продажи новых авто

Выбрались из ямы. В Петербурге впервые с начала года начали расти продажи новых авто

5608
Антон Тарануха

Сегодня на автозаводах Петербурга выпускаются девять моделей: Kia Rio (лидер продаж среди иномарок), Kia Rio X–Line, Hyundai Creta (самый популярный внедорожник), Hyundai Solaris, Nissan Qashqai, Nissan X–Trail, Nissan Murano, Toyota Camry и Toyota RAV4.

«Судя по статистике продаж на российском авторынке, наиболее успешными на рынке являются как раз те автопроизводители, которые имеют свое собственное производство в стране и его активно развивают, инвестируя в новые производственные мощности и модельный ряд», — сообщили в пресс–службе Nissan.

Производство бестселлеров

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году выросли на 12,8% и составили чуть больше 1,8 млн шт. Все 10 самых популярных моделей — российского производства.

Производители в основном делают упор на выпуск моделей сегментов SUV и B, на которые совокупно приходится свыше 80% продаж в России.

«Производство текущий спрос удовлетворяет. У нас 85% продаваемых автомобилей производится в России. Импортируются модели премиальные, экзотические, на которые нет массового спроса», — отмечает Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research.

Заинтересованные в российском рынке иностранные автоконцерны открывают здесь сборочные производства. Так, в апреле 2019 года началось производство автомобилей Mercedes–Benz на новом заводе в Подмосковье. Сегодня здесь собирается седан E–класса, через несколько месяцев планируется наладить производство кроссовера GLC, а в будущем также моделей GLE и GLS. Ожидается, что в Туле в 2019 году начнется выпуск китайских кроссоверов Haval F7.

Концерн BMW продолжает переговоры по расширению производства в России на мощностях «Автотора» либо строительству собственного завода. На заводе «ПСМА РУС» в Калуге планируется наладить выпуск автомобилей Opel.

Тем временем Ford Sollers сворачивает выпуск легковых автомобилей Ford в России и закрывает два из трех заводов — во Всеволожске и Набережных Челнах. Компания оставит только производство легкого коммерческого автомобиля Ford Transit, который собирается в Елабуге.

По мнению экспертов, от ухода Ford могут выиграть как массовые бренды, например Hyundai, KIA или Skoda, так и бренды среднего ценового сегмента, в частности Toyota. «Но стоит отметить, что выгоду получат локализованные производства. Правда, нельзя сказать, что это будут большие объемы, так как доля Ford на российском автомобильном рынке была в пределах 3%», — добавляет Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto– Dealer–СПб».

На игле господдержки

Производство в России — необходимое условие для получения господдержки, без которой на слабом рынке трудно работать, а также для доступа к госзакупкам, констатирует Татьяна Арабаджи.

В частности, в настоящий момент меняются правила по локализации для автопроизводителей. Планируется перейти от набора необходимых технологических операций, привязанных к определенным срокам, к балльной системе. В зависимости от количества полученных баллов будет определяться государственная поддержка по стимулированию спроса, экспортная поддержка, возможность участия в госзакупках и т. д.

В декабре 2018 года компания «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» заключила специальный инвестиционный контракт с правительством России и администрацией Петербурга, в рамках которого обязуется наладить производство двигателей и коробок передач, что позволит компании существенно повысить уровень локализации своих автомобилей. Взамен она будет получать поддержку со стороны федеральных и региональных органов власти.

«Со стороны федеральных властей завод продолжит получать субсидии, со стороны региональных — льготы по налогам. Но основным стимулом инвестиций в развитие мощностей всегда будет являться спрос на автомобили на российском рынке», — говорит Виктор Васильев.

По мнению участников рынка, самое важное сегодня — не ужесточение требований к локализации, а обеспечение равного применения этих требований ко всем игрокам на рынке. «Не должно быть изъятий и не должно быть облегченных требований к локализации для отдельных субъектов РФ или для отдельных автопроизводителей. В противном случае, мы получим «сборочные офшоры» и «дыры в заборе», которые лишат автопроизводителей стимула к локализации, а Россию приведут к утере ключевых компетенций в отрасли. К сожалению, в правительстве РФ пока активно обсуждаются возможные изъятия из общих правил локализации для отдельных игроков», — сетует представитель АвтоВАЗа.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама