Обновление автопарка "Пассажиравтотранса" за 760 млн рублей рискует затянуться. Компания из Ярославля обнаружила, что петербургское предприятие составило техзадание к тендеру на поставку 37 автобусов исключительно под модели "Волгабас". МАЗ и ЛиАЗ оказались лишены возможности побороться за победу.
Ярославское ООО "Авто" заподозрило "Пассажиравтотранс" в антиконкурентной закупке 37 автобусов за 760 млн рублей. Гендиректор фирмы Михаил Стариков пожаловался, что заказчик объявил аукцион, который может выиграть только изготовитель моделей "Волгабас". Поставщикам МАЗ и ЛиАЗ не оставили шансов побороться за тендер.
На петербургском предприятии доводы оппонентов назвали несостоятельными. Перевозчик уверен, что техзадание специально было составлено таким образом, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, сократить расходы на топливо и предотвратить поломку техники. В ином случае надежность транспортных средств и качество услуг могли быть поставлены под сомнение.
Проблема в деталях
Поводом для спора стала закупка, организованная "Пассажиравтотрансом" в начале апреля. Согласно техзаданию, подрядчик должен поставить в Петербург 37 низкопольных дизельных автобусов особо большого класса категории М3. В описании указано, что заказчику требуются двухсекционные модели, так называемые "гармошки" с четырьмя дверьми и вместимостью не менее 163 человек. Начальная цена контракта составила 760,3 млн рублей. Поставку необходимо было выполнить двумя партиями — 20 штук до 31 августа и 17 штук до 31 октября 2019 года.
По данным "Пассажиравтотранса", в прошлом году предприятие приобрело 61 автобус на метане и 10 автобусов с электрическим двигателем. Сейчас автопарк насчитывает около 2 тыс. автобусов, треть которых составляют именно двухсекционные модели.
Очередное обновление автопарка рискует затянуться. ООО "Авто" из Ярославля, активно представленное на рынке муниципального госзаказа, обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу (УФАС). Как пояснил гендиректор компании Михаил Стариков, требованиям техзадания соответствует только один изготовитель — ООО "Волгабас". По его словам, документация к конкурсу была составлена таким образом, чтобы отсечь продукцию МАЗ и ЛиАЗ, которые тоже выпускают "гармошки".
Одна из проблем кроется в крутящем моменте, отмечает Стариков. Изначально "Пассажиравтотранс" установил этот параметр на отметке не менее 1200 Нм, но позже внес изменения, повысив его до уровня не менее 1300 Нм. Автобус ЛиАЗ-6213, для примера, обладает крутящим момент 1221 Нм, что уже недостаточно для требования заказчика.
"Полагаем, что для автобусов массой в 28 тонн разница 100 Нм является абсолютно несущественной, а действия заказчика направлены на ограничение числа участников аукциона", — подчеркивают в ООО "Авто".
Еще один нюанс связан с тормозной системой. Она обязательно должна быть пневматической и трехконтурной. Транспортные средства, изготовленные на заводах "ЛиАЗ" и "МАЗ", обладают двухконтурной системой. Это обстоятельство автоматически исключает их из числа возможных победителей тендера. Михаил Стариков заявляет, что "Пассажиравтотранс" никак не аргументировал выбор трехконтурных тормозов. Автор жалобы уверен, что документации в целом соответствует лишь одна модель — "Волгабас-6271".
По информации транспортного блока правительства Петербурга, деньги на закупку были выделены "Пассажиравтотрансу" в виде субсидии на 2019 год. "Обновление парка подвижного состава общественного транспорта — одна из основных задач для транспортного комплекса города. Новая техника удобна для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и родителей с колясками, оснащается современными сервисами для комфортной и безопасной поездки", — отчитывались в Смольном после того, как документ подписал врио губернатора Александр Беглов.
Главное — безопасность
В "Пассажиравтотрансе" спорное требование к увеличенному крутящему моменту объяснили тем, что для двухсекционных автобусов, полная масса которых составляет в среднем 28 тонн, показатель в 1200 Нм будет недостаточен. "Автобус с таким крутящим моментом будет иметь низкую динамику, на подъемах будет работать на максимальных режимах, без запаса, что в сочетании с городским циклом старт-стоп приведет к повышенному расходу топлива и снижению ресурса двигателя и, как следствие, рост расходов на ремонт и его преждевременную замену", — добавили на предприятии.
По поводу тормозов в "Пассажиравтотрансе" разъяснили, что для больших автобусов рабочая трехконтурная система привлекательна, поскольку имеет большую безопасность. При выходе из строя одного из контуров в работе остаются два других, что для вместительной "гармошки" имеет существенное значение для сокращения тормозного пути. "Использование двухконтурной тормозной системы ставит под сомнение безопасность перевозимых пассажиров", — резюмировали представители компании-перевозчика.
"Пассажиравтотранс" успел рассмотреть первые части заявок. До конкурса допустили три организации. Имя победителя планировали определить после праздников, в понедельник, 13 мая. Однако в УФАС приостановили закупку до полного разбирательства с участниками спора. Стороны представят свои позиции ведомству 16 мая. До этого времени "Пассажиравтотранс" не вправе заключать договор с выбранным подрядчиком.
"Доводы заявителя о якобы имеющих место ограничениях конкуренции и возможности участия в аукционе только одного производителя, несостоятельны. В обоснование правомерности своих действий предприятие представит соответствующие аргументы", — уточнили в пресс-службе перевозчика.
По данным "СПАРК", ООО "Авто" было зарегистрировано в 2010 году. Компания специализируется на торговле автотранспортными средствами. В портфеле госзаказа значатся поставки для нужд муниципалитетов Приволжского, Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Сумма контрактов в нынешнем году составляет 25,6 млн рублей, в 2018-м набралось 49,3 млн рублей, в 2017-м — 75,9 млн рублей. Выручка организации по итогам 2017 года достигала 159,1 млн рублей, в 2016-м — 193 млн рублей. За эти 2 года компания не выходила в прибыль, получив убытки на сумму около 2,4 млн.
Машиностроительный холдинг "Бакулин Моторс Групп" Алексея Бакулина, владеющий торговой маркой "Волгабас", известен как один из давних партнеров Смольного. Завод неоднократно поставлял в Петербург и автобусы с дизельными двигателями, и электробусы. Компания входит в топ-3 производителей автобусной техники в России, имея долю 17% на рынке моделей большого класса.