Антон Тарануха Все статьи автора
8 мая 2019, 14:32 22485

Альтернатива "гармошкам". Пассажиравтотранс обвинили в чрезмерной любви к автобусам "Волгабас"

Фото: vk.com/vmeste_s_pat

Обновление автопарка "Пассажиравтотранса" за 760 млн рублей рискует затянуться. Компания из Ярославля обнаружила, что петербургское предприятие составило техзадание к тендеру на поставку 37 автобусов исключительно под модели "Волгабас". МАЗ и ЛиАЗ оказались лишены возможности побороться за победу.

Ярославское ООО "Авто" заподозрило "Пассажиравтотранс" в антиконкурентной закупке 37 автобусов за 760 млн рублей. Гендиректор фирмы Михаил Стариков пожаловался, что заказчик объявил аукцион, который может выиграть только изготовитель моделей "Волгабас". Поставщикам МАЗ и ЛиАЗ не оставили шансов побороться за тендер.

Батарейки в комплект не входят. Закупленные электробусы прибыли в нерабочем состоянии

Батарейки в комплект не входят. Закупленные электробусы прибыли в нерабочем состоянии

2026
Мария Шевлягина

На петербургском предприятии доводы оппонентов назвали несостоятельными. Перевозчик уверен, что техзадание специально было составлено таким образом, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, сократить расходы на топливо и предотвратить поломку техники. В ином случае надежность транспортных средств и качество услуг могли быть поставлены под сомнение.

Проблема в деталях

Поводом для спора стала закупка, организованная "Пассажиравтотрансом" в начале апреля. Согласно техзаданию, подрядчик должен поставить в Петербург 37 низкопольных дизельных автобусов особо большого класса категории М3. В описании указано, что заказчику требуются двухсекционные модели, так называемые "гармошки" с четырьмя дверьми и вместимостью не менее 163 человек. Начальная цена контракта составила 760,3 млн рублей. Поставку необходимо было выполнить двумя партиями — 20 штук до 31 августа и 17 штук до 31 октября 2019 года.

По данным "Пассажиравтотранса", в прошлом году предприятие приобрело 61 автобус на метане и 10 автобусов с электрическим двигателем. Сейчас автопарк насчитывает около 2 тыс. автобусов, треть которых составляют именно двухсекционные модели.

Очередное обновление автопарка рискует затянуться. ООО "Авто" из Ярославля, активно представленное на рынке муниципального госзаказа, обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу (УФАС). Как пояснил гендиректор компании Михаил Стариков, требованиям техзадания соответствует только один изготовитель — ООО "Волгабас". По его словам, документация к конкурсу была составлена таким образом, чтобы отсечь продукцию МАЗ и ЛиАЗ, которые тоже выпускают "гармошки".

Одна из проблем кроется в крутящем моменте, отмечает Стариков. Изначально "Пассажиравтотранс" установил этот параметр на отметке не менее 1200 Нм, но позже внес изменения, повысив его до уровня не менее 1300 Нм. Автобус ЛиАЗ-6213, для примера, обладает крутящим момент 1221 Нм, что уже недостаточно для требования заказчика.

Wi–Fi даром не нужен. В городских автобусах отключили бесплатный Wi–Fi

Wi–Fi даром не нужен. В городских автобусах отключили бесплатный Wi–Fi

3105
Вадим Кузьмицкий, Владислав Скобелев

"Полагаем, что для автобусов массой в 28 тонн разница 100 Нм является абсолютно несущественной, а действия заказчика направлены на ограничение числа участников аукциона", — подчеркивают в ООО "Авто".

Еще один нюанс связан с тормозной системой. Она обязательно должна быть пневматической и трехконтурной. Транспортные средства, изготовленные на заводах "ЛиАЗ" и "МАЗ", обладают двухконтурной системой. Это обстоятельство автоматически исключает их из числа возможных победителей тендера. Михаил Стариков заявляет, что "Пассажиравтотранс" никак не аргументировал выбор трехконтурных тормозов. Автор жалобы уверен, что документации в целом соответствует лишь одна модель — "Волгабас-6271".

По информации транспортного блока правительства Петербурга, деньги на закупку были выделены "Пассажиравтотрансу" в виде субсидии на 2019 год. "Обновление парка подвижного состава общественного транспорта — одна из основных задач для транспортного комплекса города. Новая техника удобна для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и родителей с колясками, оснащается современными сервисами для комфортной и безопасной поездки", — отчитывались в Смольном после того, как документ подписал врио губернатора Александр Беглов.

Фото: Пресс-служба СПб ГУП "Пассажиравтотранс"

Главное — безопасность

В "Пассажиравтотрансе" спорное требование к увеличенному крутящему моменту объяснили тем, что для двухсекционных автобусов, полная масса которых составляет в среднем 28 тонн, показатель в 1200 Нм будет недостаточен. "Автобус с таким крутящим моментом будет иметь низкую динамику, на подъемах будет работать на максимальных режимах, без запаса, что в сочетании с городским циклом старт-стоп приведет к повышенному расходу топлива и снижению ресурса двигателя и, как следствие, рост расходов на ремонт и его преждевременную замену", — добавили на предприятии.

По поводу тормозов в "Пассажиравтотрансе" разъяснили, что для больших автобусов рабочая трехконтурная система привлекательна, поскольку имеет большую безопасность. При выходе из строя одного из контуров в работе остаются два других, что для вместительной "гармошки" имеет существенное значение для сокращения тормозного пути. "Использование двухконтурной тормозной системы ставит под сомнение безопасность перевозимых пассажиров", — резюмировали представители компании-перевозчика.

"Пассажиравтотранс" успел рассмотреть первые части заявок. До конкурса допустили три организации. Имя победителя планировали определить после праздников, в понедельник, 13 мая. Однако в УФАС приостановили закупку до полного разбирательства с участниками спора. Стороны представят свои позиции ведомству 16 мая. До этого времени "Пассажиравтотранс" не вправе заключать договор с выбранным подрядчиком.

"Доводы заявителя о якобы имеющих место ограничениях конкуренции и возможности участия в аукционе только одного производителя, несостоятельны. В обоснование правомерности своих действий предприятие представит соответствующие аргументы", — уточнили в пресс-службе перевозчика.

По данным "СПАРК", ООО "Авто" было зарегистрировано в 2010 году. Компания специализируется на торговле автотранспортными средствами. В портфеле госзаказа значатся поставки для нужд муниципалитетов Приволжского, Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Сумма контрактов в нынешнем году составляет 25,6 млн рублей, в 2018-м набралось 49,3 млн рублей, в 2017-м — 75,9 млн рублей. Выручка организации по итогам 2017 года достигала 159,1 млн рублей, в 2016-м — 193 млн рублей. За эти 2 года компания не выходила в прибыль, получив убытки на сумму около 2,4 млн.

Машиностроительный холдинг "Бакулин Моторс Групп" Алексея Бакулина, владеющий торговой маркой "Волгабас", известен как один из давних партнеров Смольного. Завод неоднократно поставлял в Петербург и автобусы с дизельными двигателями, и электробусы. Компания входит в топ-3 производителей автобусной техники в России, имея долю 17% на рынке моделей большого класса.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама