Любовь и весна. Зачем в России празднуют Первомай

Автор фото: Коньков Сергей
Первое мая, кажется, последний праздник современной России, идеологически крепко завязанный на советском наследии. Праздника 7 ноября больше нет, а перед парадом 9 мая на Красной площади стыдливо драпируют мавзолей Ленина — наверное, чтобы Ильич не видел модных кабриолетов Aurus.
В какой-то мере даже удивительно, что Первомай до сих пор празднуют.
Действительно, почему и зачем? Не видно над Кремлем красного флага, комиссары в черных кожанках давно ушли в закат, со злостью швырнув в песок пыльные шлемы, памятник Феликсу лежит на боку с засохшей слезой на железной щеке, и остались нам от СССР только мелодия гимна, мавзолей да Первомай.
А Первомай празднуется в России сразу после Пасхи, пару лет назад они и вовсе выпали на один день. Никакого противоречия в этом никто давно не видит. Современная Россия - это и куличи на Пасху, и первомайское шествие под красным флагом, и нет в этом ничего удивительного.
Возникший после распада СССР идеологический вакуум приходится как-то заполнять, подгонять друг к другу неподходящие куски мозаики, оставлять что-то от старого, придумывать что-то новое, совмещать несовмещаемое. Получается цветисто, разнообразно и не всегда понятно, но уже вполне привычно. Поели куличей — и на первомайское шествие. А что? Все нормально, без иронии.
С одной стороны это говорит об отсутствии в стране внятной национальной идеи, способной заменить коммунизм, а с другой — этот день служит напоминанием о том, что от СССР нам все-таки досталось в наследство еще и социальное государство, пусть и основательно перепаханное капитализмом.
Действительно, с капитализмом и "невидимой рукой рынка" в 90-е получилось как-то не очень. Хотя бы потому что капитализм — не идеология, как бы ни пыталась его идеологизировать нищая эмигрантка Айн Рэнд со своим расправляющим плечи атлантом. Не расправил. Не здесь и не сейчас. Наткнулся на обостренное чувство справедливости вкупе с очевидной дикостью 90-х годов. Стало ясно, что социальное государство надо сохранять хоть в каком-то виде.
В итоге от СССР нам осталась (в сильно урезанном, конечно, качестве) социальная направленность государства и 1 мая как символ этого укороченного хвостика. То есть, коммунизм, конечно, не построили, но зато и к дикому пещерному капитализму 90-х окончательно не скатились. Балансируем худо-бедно.
Нет и ничего удивительного в том, что праздник труда становится началом самой длинной после Нового года цепочки выходных. Это логично и вполне укладывается в канву социального государства: какая же работа без отдыха?
Трудовому народу нужен отдых, нужны шашлыки и дача, нужен, в конце концов, Праздник — с большой буквы, метафизический, долгий весенний трип на десять майских дней, маленький отпуск трудящейся души, измученной дедлайнами и утренними пробками.
И, наверное, именно в этом, в старте десятидневного повального отдыха, и есть подлинный смысл 1 мая, не идеологический, не социальный, а отражающий человеческую потребность в празднике. В конце концов, закончилась зима и промозглые март с апрелем — чем не повод отметить?
Это праздник весны и отдыха. Человек в России хочет возрождаться вместе с весенней природой, встречать солнце, радоваться теплу, восставать из промозглости, сырости, тлена; человеку нужно, чтобы красные флаги утопали в зелени скверов и парков, чтобы гармонист играл "Прощание славянки", чтобы любовь, комсомол и весна — пусть без комсомола, зато любовь и весна.
И пусть будет Первомай, это дикое русское язычество, переплетенное сусальным золотом Пасхи, обожженное пожаром мировой революции и закаленное в черноте девяностых.
Пусть будет хорошая погода, солнце и тепло. А с идеологическими символами еще разберемся.