Фото: Сергей Коньков

Губернаторовы конюшни. Доверит ли Смольный реновацию инвесторам

В Петербурге продолжают кипеть страсти вокруг Конюшенного ведомства — исторического памятника, который в будущем году будет отмечать 300–летие.

Основной вопрос — доверит ли Смольный реновацию центра города инвесторам или будет заливать разрушающиеся памятники бюджетными деньгами.

ВООПИиК проконтролирует "Старт". Общество будет курировать реновацию Конюшенного ведомства

ВООПИиК проконтролирует "Старт". Общество будет курировать реновацию Конюшенного ведомства

3242
Наталья Бурковская, Павел Никифоров

Петра творенье

Идея создания придворных конюшен в Петербурге, как это ни удивительно, принадлежит Петру I. Во время заграничных поездок в 1717–1719 годах он увидел подобное строение при королевском дворце во Франции. В 1719 году Петр I поручил проектирование и строительство конюшен в Петербурге архитектору Н. Ф. Гербелю. Место для Конюшенного двора было выбрано за границей города, на левом берегу реки Мойки. Первое здание Конюшенного двора было построено в стиле петровского барокко, его сооружение завершилось в 1734 году при участии архитектора Михаила Земцова.

Во второй половине XVIII века по указанию императрицы Елизаветы Петровны был разработан проект реконструкции Конюшенного двора. Впрочем, этот проект осуществлен не был.

То здание, которое сейчас находится на Конюшенной пл., было перестроено в 1817–1823 годах по проекту архитектора Василия Стасова (1769–1848). Его главный фасад обращен в сторону площади. По центру расположена церковь Спаса Нерукотворного, где 1 февраля 1837 года проходило отпевание А. С. Пушкина. В новом здании были применены технические новшества: чугунные колонны, подача воды паровой машиной. В залах были установлены водопойные гранитные чаши знаменитого каменотеса Самсона Суханова. Вдоль Екатерининского канала был размещен манеж. В боковых павильонах производился осмотр лошадей.

В 1848–1850–х годах со стороны Екатерининского канала по проекту архитектора А. К. Буржуа был надстроен третий этаж. В начале 1860–х годов производились незначительные перестройки по проекту архитектора Г. Ф. Гросса.

Галерейные руины

Спасти рядовое ведомство. Способ сберечь памятник русского классицизма на Конюшенной площади есть

Спасти рядовое ведомство. Способ сберечь памятник русского классицизма на Конюшенной площади есть

1777
Алексей Лепорк

В советское время с 1923 года в здании находился отряд Конной милиции. С 1946 года здесь размещался гараж Управления министерства внутренних дел. С 2001 года памятник отдавали различным ведомствам, а в 2010–м он был полностью освобожден и распоряжением губернатора Петербурга Валентины Матвиенко передан АО "Оранж Девелопмент". Структура, подконтрольная Plaza Lotus Group, получила права на реконструкцию зданий Конюшенного ведомства площадью 13,5 тыс. м2 под гостиницу. За право реализации проекта инвестор должен был перечислить в бюджет 19,8 млн рублей. Впрочем, в счет арендной платы зачли затраты на рекультивацию участка.

Девелопер предложил проект преобразования памятника в апарт–отель. В трехэтажном здании общей площадью около 41 тыс. м2 были запланированы 70 апартаментов. Официально цены не объявлялись, но, по данным риелторов, за "квадрат" инвестор рассчитывал выручить от 15 тыс. до 50 тыс. евро. При этом планировалось полностью перекрыть галереи здания, разделив его на двухэтажные апартаменты, что возмутило Cовет по сохранению культурного наследия, который в феврале 2015 года постановил, что разделение "не отвечает целям сохранения объекта культурного наследия". Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко принял решение о возврате Конюшенного ведомства в казну города. К этому моменту инвестор успел потратить на разработку проекта, укрепление фундаментов и реставрацию церкви около 1,2 млрд рублей. Взамен "Оранж Девелопмент" получил шесть участков в разных районах города.

А городские власти получили головную боль — под что приспособить историческое здание в центре города.

Музейные концепции

В начале 2017 года концепцию развития Конюшенного ведомства представил комитет по культуре. За 3 млрд рублей ведомство предложило обустроить залы для временных выставок, в пространстве двора построить открытый амфитеатр и загадочный культурно–досуговый центр "Музейный квартал Санкт–Петербурга". Кроме того, в комплексе предлагалось разместить реставрационно–художественные мастерские, информационно–туристический центр и конференц–зал, а также открыть зоны отдыха и общественного питания.

Впрочем, одной концепцией не ограничилось. В комитет по инвестициям независимо друг от друга обратились сразу два инвестора, которые предложили свои варианты. Так, ООО "Тандем–Истейт" (реализует в Петербурге проект ArtplaySpb) предложило за 5 лет вложить в Конюшенное ведомство около 2 млрд рублей и на месте архитектурного комплекса создать арт–пространство с зонами для творчества, образования, развлечений, торговли и выставок, которые будут сдаваться в аренду бизнесу креативной сферы. Проект активно продвигала Ирина Бабюк — на тот момент глава комитета по инвестициям.

Более масштабную концепцию предложила УК "Старт Девелопмент"Захара Смушкина. Этот проект предлагал вовлечь в реновацию всю территорию ансамбля бывшего Конюшенного ведомства — от канала Грибоедова до Большой Конюшенной ул. и от Мойки до Шведского пер., чтобы создать в этом месте современное культурное пространство. Общий объем вложений в проект — 8,6 млрд рублей. При этом основную часть (6,4 млрд рублей) планировалось пустить на комплексную реставрацию здания, 1,4 млрд рублей — на организацию подземной парковки, еще 800 млн рублей инвестор предполагал направить на выкуп прилегающих к площади помещений. "Те, кто говорит, что сможет справиться с работой за меньшие деньги, либо лукавят, либо не знают всего объема проблем", — говорил Захар Смушкин. Проект предусматривал комплексную реставрацию и приспособление ансамбля под музейные, выставочные и культурные функции, включая строительство подземного пространства под территорией внутреннего двора. Кроме того, предполагалось создание проходов, которые соединят Малую Конюшенную ул. с площадью и Эрмитаж через дворы Капеллы — с Русским музеем. "Таким образом, мы получим единое музейное пространство с большим количеством общественных зон, где могут проходить, например, городские мероприятия и ярмарки", — рассказывал глава "Старт Девелопмента" на презентации проекта.

Власти, выслушав все концепции, обещали выбрать победителя через 2 недели, но точно до конца 2017 года. Однако 2 недели прошли, потом еще 2 недели, потом еще... Решение Георгий Полтавченко так и не принял.

Если не решить вопрос, здание рухнет

Сейчас градозащитники бьют тревогу. "Если в ближайшее время не принять решение и не начать комплексную реставрацию объекта, то он может разрушиться", — считает глава регионального ВООПИиК Александр Марголис.

Это происходит несмотря на то, что с 2017 года (после того как здание передали на баланс комитета по культуре) город вложил в противоаварийные работы более 300 млн рублей. На выполнение первоочередных противоаварийных мероприятий за 2 года девятью траншами ушло 292 млн рублей. На разработку проектной документации для проведения этих работ были освоены два транша по 2 млн рублей. Еще более 4,7 млн рублей комитет по культуре заплатил за авторский и технический надзор за противоаварийными работами.

Ситуация усугубляется тем, что инвесторов, готовых вложиться в преобразование исторического места, становится все меньше.

Пока только Захар Смушкин подтвердил свое желание продолжать работу. Недавно он заявил, что работа над концепцией продолжается, а к реализации проекта планируется привлечь других интересантов. Так, по его словам, в начале года было подписано предварительное соглашение со Сбербанком о совместной реализации проекта.

Я рассматриваю этот проект как вызов — произвести изменения в городской среде, практически ничего при этом не строя. Петербург — это очень сложный исторический субстрат, где любое радикальное преобразование среды губительно. При этом я не сторонник радикальной консервации культурного наследия: работать с памятникам нужно, но все движения должны быть тонкими, с чувством места, с уважением к истории. Также в этом проекте мне было важно переосмыслить роль музея, музей должен стать частью городской среды, а не закрытым черным ящиком с сокровищами. В работе заложена идея раскрытия ранее существовавших исторических арок для организации сквозного движения и доступа к Конюшенной пл., благодаря чему появится возможность создать новое городское общественное пространство.
Сергей Мишин
Сергей Мишин
архитектор, руководитель STUDIO–MISHIN, автор проекта реновации Конюшенного ведомства
Павел Никифоров, Наталья Бурковская Все статьи автора
30 апреля 2019, 10:33 6258
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама