"Березка"–то сыровата. Единый агрегатор закупок в деле

 

С 1 марта в соответствии с распоряжением российского правительства (№ 824–р от 28.04.2018) заказчикам рекомендовано осуществлять малые закупки с использованием единого агрегатора торговли (ЕАТ "Березка"). Пока это продукт сырой. Есть в этом что–то русское. Как "каша из топора" — если не посолишь, уйдешь несолоно хлебавши.
В тестовом режиме "Березку" запустили в середине прошлого года. С ноября 2018–го с помощью электронного магазина было рекомендовано закупать канцелярские товары. Стоит ли говорить о том, что в разделе канцелярии находились хозяйственные товары, а Минфин на вопросы заказчиков и поставщиков отвечал, что за наполняемость каталога отвечает другое ведомство (Минэкономразвития), а также о том, что в самом 824–м распоряжении есть пункт, который разрешает производить малые закупки без использования ЕАТ?
Зато, на мой взгляд, стоит вернуться в 2017–й, когда по распоряжению правительства России федеральным казначейством был создан специализированный каталог товаров, работ, услуг (КТРУ). Цель ставилась понятная — привести все к одинаковым наименованиям, указываемым в технических заданиях. Но еще мы имеем каталог, который объединил коды КТРУ, коды ОКПД2 и коды ЕАТ.
И проблемы еще только начинаются. Простой пример: заказчики закупают пакеты для автоклавирования медицинских отходов. Мониторинг на сайте ЕИС показывает, что для этой позиции заказчики используют несколько разных кодов КТРУ. А электронный магазин ЕАТ предлагает только один код, да и тот больше соотносится с другим товаром.
Как быть? Операторы ЕАТ предлагают писать обращения для введения новых позиций в каталог. Но все ли заказчики будут настолько ответственны? И что делать в таком случае поставщикам? Ведь они свою продукцию также должны внести в каталог ЕАТ.
А как вам мятная жевательная резинка за 382,6 рубля? За бюджетные деньги пойдет — так, наверное, думал поставщик, предложив свой товар за такую цену в каталоге ЕАТ. При этом поиск в "Яндексе" предлагает купить такую же за 14 рублей. Хотя стоит ли думать о цене, когда заказчики, как оказалось, не обязаны заключать договор в ЕАТ по результатам проведения запроса предложений, в случае если будет предложена цена ниже, нежели с использованием единого агрегатора торговли.
Таким образом, электронный магазин ЕАТ выполняет всего лишь функции мониторинговой системы и нужен для формирования начальной максимальной цены контракта в соответствии с 22–й статьей 44–ФЗ.
Также хочу отметить, что у поставщиков появилась возможность интеграции позиций товара со своего интернет–сайта в систему ЕАТ "Березка". Но стоит помнить, что ответственность за ценовые предложения в таком случае несет поставщик. И несвоевременное обновление информации на сайте компании может привести к нестыковкам во время проведения запроса предложений.
Наталья Малиновская, начальник управления сопровождения электронных торгов ООО "Леге Артис"