Русский Йорданс. Выставка знаменитого фламандца в Эрмитаже

 

Для тех, кто вырос в Петербурге, "Бобовый король" Якоба Йорданса — такая же часть детства, как жирный "Вакх" Рубенса, пропахший огурцом апрельский город, где на каждом углу торгуют корюшкой, или поход со школой в Музей блокады. Про что эта хмельная картина, становится ясно по мере взросления. Однако все эти веселые дядьки и тетки, писающий прямо на зрителя младенец, поглядывающий из клетки попугай и, конечно, пес уши торчком учат с младых ногтей жизнерадостности и лихости, без которых в наших северных широтах придется туго. Фламандская живопись всегда была нам близка. В особенности Йорданс. Его охотно покупали и в эпоху Екатерины Великой, и позднее. И в Эрмитаже, и в других российских музеях он представлен неплохо.
Работы фламандского художника из российских собраний сейчас можно увидеть в Зимнем. Казалось бы, ожидать от этой ретроспективы открытий или неожиданностей не приходится. Творчество Йорданса изучено вдоль и поперек. И это не удивительно: наряду с Рубенсом и Ван Дейком он один из лучших фламандских живописцев. Учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, в мастерской которого он начинал свою карьеру, снискав славу мастера довольно рано. После смерти Йорданс не был забыт и до настоящего момента оставался в поле внимания как публики, так и искусствоведов.
Несмотря на все эти обстоятельства, эрмитажный проект — не только приятное напоминание о давней любви к Йордансу. Впервые за более чем два столетия его картина "Оплакивание Христа", подаренная Екатериной Великой Александро–Невской лавре, покинула стены Троицкого собора. Все эти годы толком рассмотреть ее могли только избранные счастливцы. И вот она висит прямо в Николаевском зале. Это событие.
Есть на выставке и не так давно атрибутированные исследователями йордансовские рисунки, а также одна картина из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, на которой при реставрации была обнаружена подпись мастера. Йорданс представлен, кроме того, и как мастер тканых шпалер. Из известных вещей к нам привезли работы художника из Пушкинского музея в Москве, куда выставка отправится в сентябре.
Станислав Савицкий, арт–критик