Эксперты объяснили, зачем частному инвестору коммерческая недвижимость

Частные инвесторы переключаются на нежилые помещения. Насколько это выгодно, обсудили на круглом столе "Инвестиции в коммерческую недвижимость", организованном "Бюллетенем недвижимости".

Доходность от инвестиций в строящееся жилье падает, и инвесторы все чаще интересуются расположенными в тех же домах коммерческими помещениями, которые можно использовать под магазины, предприятия общепита или сферы услуг. Такие объекты покупают для последующей перепродажи, получения прибыли от сдачи в аренду или для организации собственного бизнеса.
По данным участников круглого стола, доходность от инвестиций во встроенные коммерческие помещения может составлять 9-10%, а иногда даже 12-14% годовых. В любом случае, это вдвое больше, чем при инвестициях в жилье. Окупиться такие объекты с затратами на амортизацию и учетом инфляции могут в идеале за восемь-девять лет. "Но это касается только высоколиквидных объектов, которых на рынке встречается очень мало", – предупреждает руководитель отдела коммерческой недвижимости компании "Этажи" Анна Жилина.
По словам экспертов, повышенное внимание инвесторов приводит к тому, что самые ликвидные нежилые объекты приобретаются еще на нулевой стадии. В популярных локациях к завершению строительства дома в нем уже не остается невыкупленных встроек.
Текущий тренд на повышение цен на первичном рынке недвижимости не обошел и коммерческие помещения. "Застройщики смотрят на жилье, которое дорожает, и экстраполируют тот же тренд на встроенные коммерческие помещения. В итоге даже самые неликвидные объекты уже стоят выше, чем квартиры в том же доме", – говорит руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость УК "Марис" Алексей Федоров.
Более того, по словам руководителя отдела коммерческой недвижимости NAI Becar Инны Кошельковой, цены на объекты стрит-ритейла сейчас растут без привязки к арендным ставкам, по которым эти помещения реально могут быть сданы. "В результате инвесторам приходится искусственно наращивать ставки, чего бизнес выдержать не может. Отсюда и большая ротация арендаторов", – объясняет эксперт.
Вместе с тем, участники встречи отметили, что многие частные инвесторы приобретают помещения стрит-ритейла про запас, не имея стратегии дальнейшего развития объекта. "В итоге там удается посадить арендатора, который всего лишь отбивает затраты собственника на это помещение", – говорит Анна Жилина. По ее оценке, доля таких объектов на рынке может достигать 40%.