Авторынку в начале года не удается нарастить продажи. Ситуацию должно изменить возобновление господдержки.
Впервые за последние 2 года в России отмечена отрицательная динамика продаж легковых и легких коммерческих автомобилей. В феврале объем продаж снизился на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составил 128,4 тыс. машин. В результате по итогам двух первых месяцев года показатель сократился на 1,8%.
В Ассоциации европейского бизнеса такие цифры объясняют "снижением потребительской уверенности". На самом же деле уход в минус стал результатом целого комплекса факторов, совпавших по времени. Но главный вопрос заключается в том, восстановятся ли продажи после возобновления с 1 марта программы государственной поддержки.
По синусоиде
Год назад, в феврале 2018 года, продажи автомобилей в России показали рост 24,7%. Но еще тогда эксперты предсказывали, что восстановление рынка при сравнении результатов год к году будет замедляться за счет роста базы. Так и вышло: в феврале 2019 года объемы реализации начали сокращаться.
Лидер рынка — Lada — потерял 1% продаж, а входящая в топ–5 самых популярных брендов марка Renault — сразу четверть. Остальные лидеры в основном сохранили показатели на уровне февраля прошлого года.
Эксперты и участники рынка успокаивают: говорить о сложившемся тренде рано, и есть основания полагать, что отрицательные результаты связаны с неудачно сложившимися обстоятельствами.
Во–первых, в преддверии повышения ставки НДС с 18 до 20% с начала 2019 года многие россияне стремились успеть запрыгнуть в последний вагон и купить автомобиль по старой цене, чем, безусловно, пользовались и дилеры.
В декабре продажи выросли на 5,6% и составили 175,2 тыс. машин.
Во–вторых, именно в феврале Минпромторг объявил о введении господдержки автопрома с 1 марта 2019 года. Это, в свою очередь, стало поводом для некоторых перенести покупку с февраля на март.
Кроме того, как считает аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов, отложенный спрос, который являлся одним из ключевых драйверов роста рынка в последние 2 года, начал исчерпываться.
"Как показывает опыт, российский авторынок развивается нестабильно, и 3–4 года роста уже закономерно сменяются падением", — подчеркивает эксперт.
Имитация стимуляции
Сегодня на господдержку возложены особые надежды со стороны как производителей, так и ретейлеров. В этом году правительство решило сохранить программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", и на льготные кредиты по ним выделено 3 млрд рублей (в 3 раза меньше, чем в 2018 году).
Максимальная стоимость автомобиля, подпадающего под программу, снижена с 1,45 млн до 1 млн рублей. По задумке Минпромторга, это должно обеспечить поддержку менее обеспеченным покупателям, а также простимулировать спрос на более бюджетные модели.
Фактически участниками программ стали нынешние лидеры рынка — Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Volkswagen Polo Sedan, Renault Sandero, Duster, Kaptur и, конечно, автомобили марки Lada. Из–за существенного снижения объема выделяемых государством средств есть опасения, что ресурс будет исчерпан уже к лету.
Однако, как рассказали опрошенные "ДП" участники рынка, к концу марта, по крайней мере в Петербурге, большого притока покупателей автомобилей массовых брендов не ощущается.
"Число клиентов, которые покупают первый или семейный автомобиль, не бесконечно. Основные "сливки" с этих программ уже сняты. Если бы в нынешнем году господдержка была рассчитана на более широкий круг потребителей, эффект был бы гораздо выше", — считает исполнительный директор компании "Город русских машин" Ярослав Белоусов.
При этом, как отмечает он, стоит признать, что без госпрограмм дилеры лишились бы части кредитных заявок.
Два, а не шесть
С марта и до лета господдержка все же должна дать свой эффект, уверены дилеры. По прогнозам экспертов, после февральского падения рынок может завершить полугодие с небольшим ростом. А вот после исчерпания государственных программ продажи снова могут просесть.
"Усредненный прогноз таков, что по итогам года рынок может качнуться в ту или иную сторону в пределах плюс–минус 5%", — считает Азат Тимерханов.
По словам гендиректора ГК "Аларм–Моторс" Романа Слуцкого, наиболее вероятно, что рынок просто сохранит за собой объемы продаж прошлого года.
"В крупных городах рынок может немного вырасти за счет развития каршеринга, такси и внутригородской доставки заказов", — считает он.
Действительно, краткосрочная аренда автомобиля сегодня развивается опережающими темпами, и стоимость платных парковок, да и стоимость владения автомобилем в целом все чаще приводят жителей мегаполисов к отказу от личного транспорта.
"Пока каршеринг имеет наибольшую популярность в Москве и Санкт–Петербурге, но, думаю, уже в перспективе ближайших 5–6 лет сервис привлечет внимание жителей многих городов–миллионников", — считает эксперт JATO Dynamics Сергей Баранов.
Однако, по его словам, не стоит возлагать на этот сегмент слишком большие надежды с точки зрения продаж. В какой–то момент он, наоборот, может спровоцировать падение рынка.
Таким образом, несмотря на прогнозы в начале 2000–х годов о том, что к нынешнему моменту продажи достигнут 6 млн единиц, сегодня потолком для российского авторынка эксперты называют всего 2 млн автомобилей.
“
Запущенная программа стимулирования спроса, несомненно, усилит интерес покупателей к моделям в нижнем ценовом сегменте, что окажет рынку весомую поддержку даже на фоне постепенного роста цен, хотя и не сможет полностью переломить негативный тренд. Тенденции на рынке во многом будут зависеть от того, будет ли готово правительство поддержать его более объемными программами субсидирования спроса. Чтобы сохранить положительную динамику автомобильного рынка, необходимо сохранить государственные программы стимулирования спроса хотя бы в объеме 2018 года.
Владимир Мирошников
директор по развитию компании «Рольф»
“
Останется ли рынок в плюсе по итогам года, пока говорить сложно. Позитивный прогноз — рост на 5%, негативный — падение до 5%. Что касается дилеров, то, как правило, в последнее время городской авторынок теряет одного крупного игрока в год. Не секрет, что на рынке обсуждаются возможные сделки купли–продажи дилерских центров и франшиз. Продать бизнес готовы практически все, а вот купить — нет. Кроме того, есть пустующие объекты, оставшиеся от дилеров, которые уже ушли с рынка. И они реально интересны действующим игрокам.
Михаил Чаплыгин
генеральный директор агентства «Auto–Dealer–СПб»