Владислав Скобелев Все статьи автора
14 марта 2019, 11:01 162

Дроны вместо продавцов. Использование сервисных роботов стало модным бизнес–трендом

Фото: Сергей Вдовин

По данным аналитического агентства International Federation of Robotics, в 2017 году объем мирового рынка робототехники достиг $48 млрд. Из них на сервисный сектор (роботы для обслуживания людей) приходится $6,6 млрд. Объем рынка роботов для домашнего использования (например, умных пылесосов) достиг $2,1 млрд.

Автоматический кладовщик. Петербургский стартап разработал робота-логиста для Х5 и "Связного"

Автоматический кладовщик. Петербургский стартап разработал робота-логиста для Х5 и "Связного"

964
Юлия Дерябина

В 2018 году во всем мире установили 421 тыс. промышленных (используемых на производствах) и 165,3 тыс. сервисных роботов. Согласно прогнозам аналитиков, к 2021 году их продажи вырастут до 630 тыс. и 736,6 тыс. соответственно.

Иначе говоря, на ближайшие 3 года придется пик развития сервисного сегмента. По экспертным оценкам, к 2021 году объем этой ниши достигнет $37 млрд.

В свою очередь, Национальная ассоциация участников рынка робототехники в 2017 году оценивала объем российского рынка в 8,3–9,8 млрд рублей. Из них на промышленный сектор приходится 7,5–9 млрд, а на сервисный — 0,7–0,9 млрд рублей.

Электронные флаеры

Несколько лет назад на российском рынке рекламных услуг произошло важное событие: людей, раздающих флаеры на мероприятиях, сменили роботы–промоутеры. Это стало драйвером развития отрасли. Участники рекламного рынка подчеркивают, что прохожие более лояльны и внимательны к "металлическим" работникам.

По словам директора по развитию отечественного производителя роботов Promobot Олега Кивокурцева, более 50% роботов приобретается для последующей сдачи в аренду на мероприятия и форумы.

Работа для робота. Хирургия при помощи роботов перестала быть научной фантастикой

Работа для робота. Хирургия при помощи роботов перестала быть научной фантастикой

9571
Светлана Белогубцева

"Функционал робота можно изменить, загрузив новую прошивку. Наши роботы могут стать, например, страховыми консультантами или консьержами", — поясняет представитель компании.

В результате еще 20% заказов приходится на консультационные услуги (например, банковские), 10% роботов становятся консьержами, по 7% — туристическими гидами и навигаторами в аэропортах. Остальные андроиды работают, например, в ретейле и в сфере образования. Всего компания Promobot продала 500 сервисных роботов, только в 2018 году она приняла 200 заказов.

Конкуренцию Promobot в России составляет компания Alfa Robotics с андроидом Riki и его "сестрой" Kiki. По словам разработчиков, их проекты, среди прочего, могут стать кассирами или продавцами–консультантами.

Генеральный директор Alfa Robotics Владимир Неверов добавляет, что его компания продает роботов за рубеж, на внешний рынок приходится около 30% продаж.

"На мировом рынке мы пока еще конкурентоспособны, поскольку все находятся примерно в одной, относительно начальной стадии развития. Вопрос в том, кто правильно угадает тренд и первым найдет инвестиции. И у нашей страны шансы есть", — считает Владимир Неверов.

В агентстве по аренде "Корпорация роботов" признают, что около 70% андроидов куплено за рубежом. Руководитель компании Артур Зархи подчеркивает, что сейчас агентства могут выделиться уникальностью сдаваемых в аренду роботов, поскольку некоторые компании попросту не могут позволить себе их купить.

Наиболее популярным устройством в агентстве называют робота–актера Теспиана. В зарубежных магазинах его стоимость находится на уровне $93 тыс. (около 6,1 млн рублей).

"Сейчас очень набирает обороты робот–бармен, который готовит как алкогольные, так и безалкогольные коктейли. Мы с ним даже участвовали в молочном фестивале", — добавляет Артур Зархи.

Страх перед инновациями

Немного особняком в рамках сервисной робототехники развиваются автоматизированные охранники для частного сектора. Впрочем, в России рынок таких услуг почти не развит. Представители индустрии уверены: дело не только в отсутствии платежеспособного спроса, но и в том, что многие россияне нетолерантны к таким инновациям.

"Для нас сейчас приоритетны заказы из США, Чили, Аргентины, ОАЭ и немного из Европы", — рассказывает генеральный директор SMP Robotics Алексей Полубояринов.

По его словам, за последние 3 года компания продала больше 150 охранников, из них на внутреннем рынке — лишь около 10.

Недавно разработчики обновили ботов, добавив в них модуль групповой езды и возможность распознавания объектов по внешнему виду (скажем, их можно запрограммировать искать только женщин). Также компания выпускает инспекционных роботов, которые призваны уловить, например, перегрев оборудования или утечку газа.

"На самом деле платформа достаточно универсальна. Некоторые клиенты установили на роботов баллоны с углекислым газом, чтобы отгонять насекомых. Также есть роботы, которые зелеными лазерами отпугивают птиц на полях", — добавляет Алексей Полубояринов.

В свою очередь, промышленный сектор робототехники в России практически не развит. Разработка таких технологий стоит значительно дороже, чем сервисных, а спрос на них невелик.

"В России устанавливается около 600–700 роботов в год, а, например, в Китае — 150 тыс. Они используются при сварке конструкций, укладке товаров, это активно растущая отрасль", — рассказывает директор по развитию компании "Робовизард" Игорь Твердохлеб.

Мы, например, сдаем роботов–промоутеров в аренду, они легко собирают вокруг себя толпу. Еще один вариант бизнеса — выставка самих роботов, ведь люди часто платят за то, чтобы на них посмотреть. Купить робота–промоутера за рубежом не так просто. Мы, например, были на китайской выставке по робототехнике. Когда мы подошли к стенду и спросили, сколько такой робот стоит, нам не ответили. Сказали, мол, если вы хотите его купить, нам придется еще долго взаимодействовать, прежде чем мы хотя бы цену вам назовем. Проблема в том, что у них есть всего один серийный образец, поэтому и продавать они его не могут.
Павел Фролов
Павел Фролов
основатель «Роббо»
Промышленные роботы дороже, они как раз существуют для решения бизнес–задач, для повышения конкурентоспособности производства, его эффективности. При этом в сервисной робототехнике большей популярностью пользуются не роботы для общественных мест, а, скорее, роботы для логистических задач, которые могут ящики на складах разложить. При этом я бы не говорила так категорично, что сейчас нет платежеспособного спроса на аренду роботов. Он, скорее всего, есть, но пока в формате подогрева интереса аудитории, привлечения внимания. Я видела, они и на агропромовских ярмарках катаются. Старые форматы рекламы уже не очень работают, а технологичность привлекает. К тому же это особенно нравится детям.
Алиса Конюховская
Алиса Конюховская
исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама