Борьба за лидерство. Ледоколы "Лидер" планируют строить на условиях концессии

Автор фото: ТАСС
Дальневосточная «Звезда» станет основным исполнителем контракта по строительству сверхмощных ледоколов

Правительство и "Атомфлот" рассматривают возможность постройки ледоколов "Лидер" на условиях концессии

В феврале группа специалистов ФГУП "Атомфлот" посетила судостроительный комплекс "Звезда" (входит в консорциум АО "Роснефтегаз", ПАО "НК "Роснефть" и АО "Газпромбанк"), где ознакомилась с ходом строительства сухого дока и цехов полного цикла для производства крупнотоннажных судов и морской техники. На самой "Звезде" не скрывают: новый сухой док шириной 100 м и длиной 400 м предназначен для строительства серии ледоколов "Лидер" — самого дорогостоящего и сверхмощного (120 МВт) проекта в современном ледокольном флоте России.

Дело только в сроках

Как рассказал "ДП" собеседник из судостроительной отрасли, сейчас в правительстве РФ идет подготовка распоряжения об определении "Звезды" единственным исполнителем работ по строительству головного и двух серийных ледоколов "Лидер". И это уже окончательное решение, вопрос только в сроках его принятия.
По информации "Атомфлота", госконтракт на строительство головного ледокола будет заключен не раньше февраля 2020 года, а строительство серийных начнется в 2023–2025 годах.
"Одним из важных элементов инициации проекта является опережающая разработка комплекта рабочей конструкторской документации. Разработка нулевого этапа документации проекта должна быть выполнена в 2019 году", — рассказали "ДП" в "Атомфлоте".
Скорее всего, для разработки рабочей документации будет привлечено два конструкторских бюро — "Лазурит" и "Айсберг". От их проектных решений и будет зависеть распределение объемов работ между Балтийским заводом и дальневосточной "Звездой".
"Современное судостроение идет по пути, основанному на модульном (блочном) принципе, когда целые узлы и агрегаты могут разрабатываться и изготавливаться на разных предприятиях и собираться на одной верфи", — так прокомментировали на "Атомфлоте" возможность участия Балтийского завода в строительстве "Лидеров".
По мнению экспертов, у ССК "Звезда" нет опыта работы строительства ледоколов с атомными установками, а также отсутствуют лицензии на проведение этих работ. У Балтзавода все это есть, поэтому, возможно, будет принято решение о том, что энергетическая установка со всеми комплектующими будет собрана на петербургской верфи и транспортирована на Дальний Восток.
На Балтийском заводе "ДП" рассказали, что пока концепция сотрудничества с дальневосточной верфью в рамках строительства серии "Лидер" не определена.
"Балтийский завод — единственное предприятие в России, имеющее опыт и компетенции в области атомного надводного гражданского судостроения. Также предприятие имеет разные машиностроительные мощности. Поэтому, безусловно, завод может быть привлечен к строительству нового атомного ледокола проекта 10510", — добавили в пресс–службе завода.

В интересах всей Арктики

Финансовая модель постройки "Лидеров" также находится в стадии обсуждения. Как стало известно "ДП", сейчас в Минфине, Минэнерго, Минпромторге и "Роснефти" согласовывают окончательные цифры. Так, в стоимость госконтракта для строительства головного ледокола будут включены банковские гарантии, страховка на период строительства и приобретение активных зон первой загрузки и т. д. Эксперты говорят, что стоимость контракта на постройку головного ледокола составит около 100 млрд рублей. Серийные же "Лидеры" планируют построить на условиях концессии.
"Государство в этом случае будет выполнять роль концедента, а "Росатом" — концессионера. Суть состоит в том, что государство предоставляет первоначальное финансирование в виде капитального гранта, а остальная часть средств привлекается из внебюджетных источников. Идет обсуждение подхода, предусматривающее привлечение не менее 50% стоимости из внебюджетных источников", — рассказал "ДП" директор по судоходству ФГУП "Атомфлот" Андрей Смирнов.
Директор консультационной компании "Гекон" Михаил Григорьев считает, что кооперация двух судостроительных заводов в строительстве сверхмощных ледоколов может способствовать экономии выделяемых средств под этот крупномасштабный проект.
"Мы заинтересованы в расширении ледокольного флота, и как можно скорее. Но нельзя рассматривать строительство ледоколов проекта 10510 только для возможности круглогодичной поставки продукции газового комплекса на рынки Азиатско–Тихоокеанского региона. Задачи ставятся шире — это создание общедоступной арктической морской транспортной системы, решающей как внутренние, так и международные задачи. Решение по началу строительства серии принимается долго, поскольку нужно просчитать все нюансы", — говорит Михаил Григорьев.
Он считает, что возможных инвесторов для строительства серийных ледоколов следует искать среди интересантов развития Северного морского пути. Таким, к примеру, является компания "Новатэк".
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский также считает, что финансовая сторона вопроса при строительстве "Лидеров" играет немаловажную роль.
"Ранее озвучивалась цифра, что только на модернизацию Балтийского завода, углубление дна и расширение доков могло потребоваться более 12 млрд рублей. Так что, возможно, победил тот подрядчик, чьи подготовительные работы, а также финансовый аспект оказался сильнее. Это дальневосточная "Звезда" с финансовыми потоками "Роснефти", — замечает Илья Жарский.
Помимо "Новатэка" и "Роснефти" проект может оказаться интересен банкам, имеющим длинные деньги на реализацию инфраструктурных проектов. Например, ранее при обсуждении строительства "Белкомура" свои намерения поучаствовать на условиях концессии высказывали ВЭБ и Европейский банк реконструкции и развития.