Алхимия цифр. Проблему бедности гораздо проще замаскировать, чем решать

 

Глава МинэкономразвитияМаксим Орешкин заявил вчера, что методика подсчета реально располагаемых доходов населения, скорее всего, будет изменена. "Росстат должен рассмотреть замечания, высказанные экспертами относительно изменения методики", — сказал министр.
Реальные доходы населения действительно портят картину всеобщего благоденствия в стране. Они отказываются расти уже целых 5 лет подряд. Вот и в прошлом году вновь снизились, пусть и на символические 0,2%. Первый вице–премьер Антон Силуанов недавно назвал нынешнюю методику ужасной. Но подробностей объяснять не стал: мол, не бывает так, что растут и реальная зарплата, и пенсии с пособиями, и оборот розничной торговли, а реально располагаемые доходы падают.
Пикантность ситуации заключается в том, что Федеральная служба госстатистики находится в ведении Минэкономразвития. При этом, учитывая текущую политическую конъюнктуру, задачи у них едва ли не противоположные: Росстат должен показывать достоверные цифры, характеризующие состояние экономики, а "материнская" чиновничья структура — выполнять требования президента о борьбе с бедностью, а значит, рапортовать о росте благосостояния. Как совместить одно с другим? Самое простое — использовать право сильного и надавить на подведомственную службу.
Росстат под этим давлением в последние годы уже менял методики подсчета ВВП и инвестиций в основной капитал. По итогам позапрошлого года пересчитывал он и реальные доходы населения. И каждый раз новые индикаторы оказывались более красивыми для власти, чем предыдущие. Вопрос лишь в том, как долго, пользуясь правом сильного, можно жонглировать цифрами. Рано или поздно сограждане почувствуют подвох, ведь речь идет о состоянии их кошельков.
Статистику принято считать лукавой наукой. Это не так. Она столь же точна, как и математика. Правда, только в том случае, если очищена от политики. Но сейчас в России это невозможно. Для экономического блока правительства гораздо проще замаскировать проблему бедности, чем решать ее. Оттого и бесконечные попытки подогнать задачку под ответ.
Алексей Клепиков, редактор