ДМС и экономия: возможны варианты

 

Медицинские клиники всегда охотно работали со страховыми компаниями по ДМС, так как несмотря на то, что маржинальность страхового пациента на 20–30% ниже, чем того, кто приходит с наличными, это долгосрочный и прогнозируемый доход, на основе которого можно заранее планировать расходы.
Но если на этапе становления нашей клиники, еще 10 лет назад, доля страховых пациентов в выручке была около 40%, то сегодня она составляет 20% от общего числа пациентов. Связано это в первую очередь со значительным сокращением количества застрахованных по ДМС в связи с макроэкономическими событиями в России после 2014 года. Промышленность так и не восстановилась после кризиса, количество работников сокращается, работодатели стали экономить. Если прибыль предприятия падает или не растет, то, конечно, работодатели будут стараться минимизировать расходы по ДМС. Совсем отказаться от страхования они не могут, так как понимают, что для более–менее крупного коллектива, особенно если в нем есть профсоюз, программа ДМС является стимулирующим фактором. Но они хотят получить больше услуг за меньшую сумму.
Независимые частные клиники также теряют пациентов из–за того, что страховщики (а большая часть из них — это крупные федеральные игроки) стремятся в первую очередь отправить клиента в собственный медицинский центр, хотя это и противоречит принципам здоровой конкуренции.
Сокращение расходов идет разными методами — недавно страховые компании стали предлагать франшизу — как для каско, когда какую–то часть платы за лечение вносит страховая, а другую — сам пациент. А в последние пару лет появилось новое веяние — некоторые компании выходят напрямую на нашу клинику и предлагают заключить договор на медицинское обслуживание, минуя страховую компанию. Это выгодно обеим сторонам, так как не приходится платить посреднику, а клиника также теряет меньше средств на скидках страховой.
Конечно, чтобы реализовать такую альтернативу, клиника должна быть многопрофильной. Например, в клинике "АБИА" 90 лицензированных видов деятельности, так что мы можем оказывать практически любую медицинскую помощь, не обращаясь к сторонним учреждениям. Кроме того, у нас есть как минимум 10 сотрудников, которые ежедневно отвечают на звонки, что позволяет, по сути, заменить call–центр страховой компании.
Чаще с таким предложением к нам обращаются руководители тех компаний, которые на собственном опыте проверили качество услуг в нашей клинике. Есть, конечно, и географический фактор — удобно обслуживаться по ДМС можно, только если живешь рядом, в Приморском районе. Ну и, как правило, это небольшие фирмы, не связанные корпоративными обязательствами со страховыми компаниями. Нужно отметить, что тенденция к сокращению количества страховых пациентов прекратилась в прошлом году. Но ощутимый рост ДМС возможен только при росте экономики в целом, а пока стоит рассматривать и альтернативные варианты.