Терминал Aukio
Фото: Finavia

Почувствовать вкус Финляндии. Аэропорт Хельсинки ставит на трансферных пассажиров 1 млрд евро

В аэропорту Хельсинки открылся новый терминал Aukio с лаунж-зоной и огромным светодиодным экраном. Стоимость проекта расширения воздушной гавани столицы Финляндии оценивают в 1 млрд евро. Через несколько лет там собираются принять 30 млн пассажиров.

Площадь нового терминала составляет более 33 тыс. м2. Сердцем Aukio стал холл, в котором пассажиры дожидаются своего рейса. На огромном волнообразном экране высотой 2 метра и длиной 75 метров транслируются пейзажи, снятые в Северной Финляндии. Пассажиры сами смогут выбирать картинку — рассвет, закат, осенний пейзаж или, например, северное сияние.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

"Aukio по праву можно назвать витриной нашей страны, поскольку миллионы международных пассажиров впервые чувствуют вкус Финляндии именно в аэропорту", — говорит директор по цифровым технологиям Finavia (управляющая аэропортом компания. — Ред.) Хейкки Коски.

Пассажирам в новом терминале обещают более быстрый досмотр в сравнении с другими линиями безопасности. В аэропорту опросили сотрудников и на основе их замечаний внесли изменения в работу оборудования.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

В 2022 году финский аэропорт собирается принять 30 млн пассажиров. Для парковки и наземного обслуживания самолетов в аэропорту Хельсинки будут добавлены дополнительные 55 тыс. м2. А всего площадь терминала увеличится на 100 тыс. м2. В аэропорту откроют новые галереи, расширят шенгенскую зону и построят новый вход в терминал.

В 2018 году здесь уже поставили рекорд — более 20 млн пассажиров. Это сделали на 2 года быстрее, чем планировалось.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Руководство аэропорта делает ставку на трансферных пассажиров. В первую очередь на тех, кто летит из Азии в Европу или в США и обратно. В 2019-м откроют три новых направления — в Лос-Анджелес, Саппоро и Цзинань.

Маршруты аэропорта Хельсинки
Маршруты аэропорта Хельсинки
Фото: Антон Толстов

В прошлом году аэропорт посетили почти 4 млн трансферных пассажиров. Это примерно пятая часть всех путешественников. А за 10 лет число рейсов увеличилось на 75%. Базовый перевозчик компания Finnair занимает до 60% рейсов в аэропорту. В его флоте 21 дальнемагистральный самолет, в том числе 13 Airbus A350-900 (заказано еще шесть) и восемь Airbus A330-300.

Директор аэропорта Йони Сунделин отмечает три основные причины, почему пассажиры выбирают его аэропорт. Это уровень сервиса, множество разных маршрутов и безопасность.

Йони Сунделин, директор аэропорта Хельсинки
Йони Сунделин, директор аэропорта Хельсинки
Фото: Антон Толстов

"Хельсинки — это в первую очередь транспортный хаб. У нас много направлений. Самые популярные российские рейсы — это Санкт-Петербург, Москва и Самара. Пассажиры используют аэропорт для полетов в Азию и США. Также для нас важны пассажиры, прибывающие на поездах, автобусах, машинах, особенно из Санкт-Петербурга. Они прибывают сюда и выбирают дальнейший маршрут", — поясняет Сунделин.

Аэропорт Хельсинки особенно популярен у семей с детьми. Они приезжают на своей машине, оставляют ее на парковке и продолжают путешествие на самолете. В среднем из Петербурга туристы добираются туда за 7-8 часов, однако дорога может занять больше времени из-за пробок на границе, например в праздничные дни. Такое путешествие включает обязательную оплату автомобильной страховки и наличие шенгенской визы, даже если потом туристы летят в безвизовую страну.

Из-за роста популярности российского направления Finnair постепенно наращивает количество ежедневных рейсов из Петербурга в Хельсинки. К трем существующим добавят еще один в летнем расписании 2019 года.

Российские хабы

Самый крупный российский аэропорт — московское Шереметьево в год обслуживает более 45 млн пассажиров. Здесь базируется авиакомпания "Аэрофлот", для которого Шереметьево является полноценным хабом. Им пользуются трансферные пассажиры по маршруту Азия — Европа — США. Показатели Домодедово с базовым перевозчиком S7 скромнее — почти 30 млн пассажиров.

Для сравнения: хаб во Франкфурте-на-Майне с базовой компанией Lufthansa обслуживает в год более 60 млн пассажиров. Интересно, что этот аэропорт занял второе место в списке самых востребованных заграничных маршрутов Пулково в 2018 году. При этом сам петербургский узел принял в прошлом году 18,1 млн пассажиров. В планах руководства увеличить этот показатель до 35 млн человек.

Топ-3 аэропортов Европы в 2018 году
Топ-3 аэропортов Европы в 2018 году
Фото: Антон Толстов

Самый удобный в Европе

Оператор аэропорта ООО "Воздушные ворота Северной столицы" завершил первую очередь реконструкции Пулково в 2015 году. Годом позже терминал получил ряд престижных наград, в том числе в рейтинге ASQ (Airport Service Quality) Пулково признали лучшим аэропортом Европы (исследование сравнивает уровень удовлетворенности пассажиров более чем в 300 аэропортах во всем мире. Анализ включает восемь основных категорий: доступность аэропорта, регистрация на рейс, безопасность, удобства и услуги в аэропорту, навигация в терминале, питание, торговля и общая удовлетворенность пассажиров). В данный момент терминал подходит к пределу пропускной способности, и оператор вновь планирует расширить аэровокзал. Сейчас расчетные мощности позволяют обслуживать 20 млн человек. Для этого в 2018 году расширили зону входного досмотра в зале вылета и зону контроля документов на входе в сектор внутренних рейсов, увеличили зону парковки, реконструировали зону багажа и запустили дополнительные стойки регистрации. В текущем году откроют стойки самостоятельной сдачи багажа.

Соглашение о ГЧП с правительством Петербурга, АО "Аэропорт Пулково" и ВВСС предусматривает, что пропускная способность аэропорта составит не менее 35 млн пассажиров в год в 2039 году. Обновленный проект развития аэропорта, включающий в том числе вторую очередь строительства, будет представлен до конца I квартала текущего года.

Сейчас в Пулково работают около 80 авиакомпаний. На долю первой пятерки российских перевозчиков приходится более половины объема пассажиропотока. Самое востребованное российское направление в 2018 году ожидаемо пришлось на Москву, а зарубежное — на Анталью.

Топ-5 иностранных и российских авиакомпаний в Пулково в 2018 году
Топ-5 иностранных и российских авиакомпаний в Пулково в 2018 году
Фото: Антон Толстов

Почти хаб

Для развития петербургского аэропорта как пересадочного узла необходимо изменить российское законодательство, говорят эксперты отрасли. Речь идет о безвизовом режиме, как уже сделано для пассажиров паромов. Иностранцы, прибывающие по воде, могут оставаться в нашей стране без визы до 72 часов. Также необходимо ослабление ограничений по межправительственным соглашениям о воздушном сообщении, которые тормозят приход новых авиакомпаний в российские аэропорты. Но главное — нужна базовая авиакомпания с дальнемагистральным флотом, обращает внимание главный редактор портала Frequentflyers Илья Шатилин. Сейчас авиакомпания "Россия" использует для полетов из Петербурга в основном среднемагистральные лайнеры.

"У нас одна "Россия" с A319/A320, ну и в стратегии "Аэрофлота" трансферами иностранцев занимается он сам в Шереметьево. Поэтому планы по удвоению пассажиропотока к 2039 году могут реализоваться в основном за счет роста населения региона и роста его платежеспособности”, — уверен Шатилин.

Доля "России" в 2018 году составила почти 30% от всего объёма Пулково. Компания перевезла 5,5 млн пассажиров, в том числе 500 тысяч трансферных. В зимнем расписании "России" из Пулково более 40 направлений, из которых 50% являются международными. Самыми популярными в прошлом году стали московский "Внуково", курорты черноморского побережья России, Калининград и Мурманск. Компания обещает в летнем расписании 2019-го поставить на маршруты дальнемагистральные самолеты, которые будут использоваться на популярных у туристов направлениях.

Вместе с тем большой интерес к Пулково проявляет компания S7. Всего за 2 года количество рейсов в Петербург выросло с 2 до 20, в том числе на международных направлениях. По сути, авиакомпания дает возможность трансферным пассажирам из других российских городов летать в Европу через Петербург.

На 2019 год у Пулково более скромные планы в сравнении с 2018-м. Прогнозируется рост пассажиропотока на 9% (в прошлом году рост составил 12,4%). По данным на февраль, авиакомпании подтвердили открытие нескольких новых для аэропорта направлений, в том числе в Измир, Ольбию, Пальму-де-Майорку, Иркутск и Элисту. Кроме того, планируется открытие новых рейсов в китайские города.

Антон Толстов

Антон Толстов Все статьи автора
25 февраля 2019, 11:31 21034
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама