Одна из базовых политик, образующая систему внутреннего и внешнего взаимодействия компании, определяющая поведение на рынке, претерпевает изменения из–за экономической и социальной ситуации. Тенденции для компаний среднего бизнеса.
Управляющая компания «Резиденс» и ее глава Эмад Салех на протяжении многих лет, оказывая консалтинговые услуги или доверительно управляя различными бизнес–структурами, корректировали корпоративные политики. С какой целью эксперты УК вносили изменения в основу основ? Насколько важна адаптация модели корпоративной политики к рыночным изменениям?
Эмад Салех, опираясь на опыт последних 5 лет, утверждает, что в меняющейся обстановке макро– и микроэкономических показателей, конъюнктуре важна взаимосвязь и гибкость в части изменений между корпоративной политикой компании и финансовой, управленческой, кадровой, маркетинговой политикой на основе анализа рисков. Ранее, еще лет 7–8 назад, компании среднего бизнеса разрабатывали корпоративную политику на десятилетия. Формулировали миссию, систему ценностей, намечали планы по достижению показателей. Руководствуясь этими документами, осуществляли свою стратегическую и операционную деятельность и были уверенны в горизонте успешной реализации. Эмад говорит: «Последние годы базовые, рассчитанные на длительную перспективу политики не работают. Прежде всего на это влияют законодательные инициативы со стороны государства, в частности в области экологии; усиление конкуренции за счет появления новых игроков с гибкими и современными технологиями ведения бизнеса; цифровизация и автоматизация; изменение потребительского поведения, будь то в b2b, будь то в b2c сегментах».
Очевидным является тот факт, что высокие риски для компании не соответствовать рыночным требованиям возникают именно, когда не пересматриваются структурные элементы корпоративной политики и политика в целом. Например, система обучения и мотивации персонала, не соответствующая принципам кадрового роста и накопления потенциала, чревата или стагнацией бизнеса, что по сути является деградацией компетенций и потерями в доходах компании, или большой текучкой со стороны амбициозных, стремящихся к развитию сотрудников. Корректировка, пересмотр целей, задач, элементов корполитики, не затрагивая миссии и ценностей компании, которые должны быть константой, считает Салех, должны проводиться ежегодно. Горизонт планирования в нынешних условиях не может быть более 2–3 лет.
Выбор одного или другого типа корпоративного управления, и как следствие, вида корпоративной политики должен быть просчитан в первую очередь юридическими, финансовыми, маркетинговыми и кадровыми службами компании. Риски потери доли рынка, риски несоответствия внутренней системы управления компетенциям и принятию со стороны коллектива условий работы в настоящее время велики. Так, например, в компании, занимающейся дорожным строительством, для которой УК «Резиденс» формировал пакет основных политик, спустя год после управленческого аудита оборот вырос на 22%. Комплексное решение, благодаря внедрению новых политик, процедур и основных документов для компании, привело к тому, что дорожный оператор стал более привлекателен как работодатель. Для заказчиков работ компания стала более технологичной с условиями, конгруэнтными рыночным реалиям и требованиям соотношения быстроты – качества – среднего ценообразования.
На операционном уровне изменение политик позволило изменить цикл работ строителей во временном аспекте, что привело к сокращению затрат на каждый участок, увеличению КПД каждой бригады и сокращению затрат на дополнительный персонал. Обучение, новая система оценки квалификации, корректировка тарифных ставок и измененная модель организации труда стали следствием корректировки корпоративной политики и ее взаимосвязи с кадровой и маркетинговой политикой. Как следствие, компания повысила свой уровень конкурентоспособности в части скорости и качества работ, что также повлияло на расширение возможностей брать на себя новые контракты и увеличить портфель заказов.
Корпоративная политика тесно связана с корпоративной социальной ответственностью. В мире существует 5 моделей: европейская, американская, канадская, японская и британская. По мнению Эмада Салех, в РФ действует аналог британской модели. Отличительными ее чертами являются лояльность и преференции со стороны правительства и финансовых структур к бизнесу с проектами в области корпоративной социальной ответственности (КСО), повышенный интерес со стороны СМИ, развитие системы бизнес–образования, непосредственное участие правительства в развитии КСО. Государство поддерживает компании, освещающие свою деятельность в социальной и природоохранной сфере; взаимоотношениях с персоналом. Целый ряд законодательных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и с позиций деловой этики, особенно в вопросах эффективного использования энергии, вторичной переработки отходов производства.
Ранее было принято считать, что корпоративная политика является атрибутом исключительно больших организаций. Сейчас она существует и в маленьких стартапах, а уж в среднем бизнесе давно стала нормой.
«Корпоративная политика сегодня — это тот барометр, который указывает, насколько и каким образом компания соответствует рыночным трендам. Корпоративная культура, как элемент политики, без преувеличения является лицом, визитной карточкой компании. Соблюдение норм в области защиты окружающей среды, соответствие требованиям и стандартам к продукции, услуге, обеспечение требований к охране здоровья и безопасности труда — элементы корпоративной политики, которые активно отслеживают не только проверяющие органы, но и общественность. Защита собственных прав, в том числе на интеллектуальную собственность, разделение корпоративных и личных интересов возможны при регулярном аудите и пересмотре корпоративной политики. Это говорит о том, что корпоративная политика, особенно в нынешних условиях, должна ежегодно корректироваться с учетом ситуации в экономике, обществе, культуре труда», — сказал Эмад.
Успех бизнеса, реализация передовых идей и технологий, обеспечение высокого качества, реализация принципов надежности и честности невозможны без актуальной корпоративной политики. Компаниям среднего бизнеса необходима адаптация политики чаще, чем бизнес–гигантам по причине большей и частой ротации конкурентного окружения. Условия труда и компетентная составляющая кадрового потенциала в компании делают ее привлекательной и для внешней, и для внутренней среды.