Кира Чуракова Все статьи автора
20 февраля 2019, 09:51 2598

Краситься нельзя смывать. Российский рынок органической косметики к 2020 году может вырасти в 2 раза

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Популярная в Европе органическая косметика постепенно приживается и в России.

Ожидается, что российский рынок органической косметики к 2020 году вырастет примерно в 2 раза. При этом в абсолютных цифрах этот объем останется ничтожно мал — не больше 4 млрд рублей. Всего в России порядка 60 компаний производят зеленую косметику, но пока ни одна из них не готова заниматься исключительно органикой.

Заглянули на полки. За псевдоздоровую еду и косметику производителям готовят штрафы

Заглянули на полки. За псевдоздоровую еду и косметику производителям готовят штрафы

17121
Светлана Коваленко, Карашаш Ногаева

Что есть с чем

По данным исследования информационно–аналитического бюро "СтекТех", сегмент органической косметики в России динамично развивается: средний годовой прирост составляет 8–10%.

При этом одной из основных проблем рынка остается терминологическая: потребитель зачастую не отличает органическую косметику от натуральной.

Их принципиальная разница заключается в наличии сертификата, гарантирующего безопасность для здоровья человека и окружающей среды в целом. Одно из основных требований — легко утилизируемая упаковка. Запрещается использовать микропластик, парафин, вазелин, силиконы и парабены.

"Сырье для органической косметики должно быть исключительно естественного происхождения, как правило, выращенное на специализированных базах без применения пестицидов", — уточняет директор консультационного аналитического агентства BioCosmOS Елена Коваль.

Для сравнения: чтобы производитель имел право назвать свой продукт натуральным, средство может иметь в составе всего один "живой" ингредиент.

Смольный прогоняет магазин косметики "Л'Этуаль" с Невского проспекта

Смольный прогоняет магазин косметики "Л'Этуаль" с Невского проспекта

549

Сертификат международного образца российские органические бренды чаще всего получают по европейскому стандарту COSMOS (объединяет Англию, Германию, Францию, Италию).

При этом присвоить статус органической можно не всей продукции, а выделенной линейке или отдельным средствам. Так, на данный момент ни одна отечественная марка не является полностью органической. Поэтому лидеров рынка эксперты выделяют по количеству сертифицированных наименований. Среди этих лидеров — Mi&Ko (по итогам 2017 года выручка составила 102,2 млн рублей) и Levrana (42,5 млн рублей).

"Мы прошли сертификацию по системе COSMOS Organic. Бывают сложности с поставщиками, потому что наши ингредиенты тщательнее проверяются на соответствие заявленному качеству", — рассказали в компании Levrana.

В этом году марка Mi&Ko впервые от России представила свою продукцию на международной выставке натуральной косметики Vivaness–2019 в Нюрнберге.

Тренд налицо

Мода на органическую косметику пришла в Россию из Германии. В Европе этот рынок растет на 20% в год. Лидерами являются немецкие марки Weleda, NoniCare и Dr. Hauschka.

Примечательно, что в сети магазинов "Рив Гош" представлены только они. "Наш опыт показал, что российские женщины падки до звучных брендов, органика их мало интересует. И если в столице спрос еще есть, то в регионах этот сегмент пока проваливается", — поделилась мнением бывший вице–президент "Рив Гош" Коринн Жак.

Специалисты поясняют: в то время как гиганты косметического рынка закладывают в стоимость продукта до 90% на маркетинг, производители экосредств вопросом раскрутки занимаются в последнюю очередь. По грубым оценкам, цена органического косметического средства складывается из затрат на сырье (60–70%), рецептурные разработки (10–12%) и упаковку (до 18%). При этом на косметическом рынке такое вложение средств в упаковку считается большим, но для "живой" продукции оправданным — иначе ингредиенты потеряют свои свойства.

По словам экспертов, иностранные бренды настолько популярны в Европе, что дополнительно вкладывать средства в маркетинг им не имеет смысла. В то же время на российском рынке ситуация противоположная, но бренды не считают целесообразным разворачивать здесь дополнительные рекламные кампании, это противоречит их политике.

Быстрее, выше, зеленее

В 2017 году объем российского рынка парфюмерии и косметики составил 417,2 млрд рублей, что на 7,1% больше, чем в 2016 году. Из–за неравномерной представленности посчитать отдельно долю на рынке именно органики практически невозможно. При этом эксперты утверждают, что она не дотягивает и до 1% от всего объема.

В отличие от пищевых продуктов, на рынке косметики приставка "эко" не значит "дороже". Как свойственно рынку в целом, среди органической косметики также выделяют масс–маркет и премиальный сегмент. Директор магазина натуральной и органической косметики Zelenika Полина Недвига рассказывает, что максимальная цена органического премиум–средства составляет 11 тыс. рублей. В этой категории наблюдается наибольшая конкуренция — в основном среди крупных зарубежных марок.

При этом некоторые игроки рынка принципиально против подобной маркировки, поскольку она, по их мнению, вводит потребителей в заблуждение. Зачастую многие надписи, такие как "био", "органика", "натуральная", не подтверждены сертифицирующими органами.

"В Европе, например, кроме этой надписи обязательно должен быть номер сертификата и название органа, который выдал этот документ, — рассказывает генеральный директор косметической сети Lush Россия Дмитрий Азаров. — К тому же во Франции, чтобы получить бумагу об органичности продукта, достаточно, чтобы 15% ингредиентов были органическими, все остальное может быть чем угодно. Некоторые наши компании этим пользуются и сертифицируют свою продукцию именно там".

Тем временем, например, пищевая сода, входящая в состав бомб для ванн, признана не вредной для здоровья, но она синтезируется химически. Соответственно, содержащий ее продукт, даже если в составе есть органические эфирные масла, не может считаться органическим.

Органическая косметика — это, безусловно, тренд. Бизнес этот прибыльный. Как и во многих других видах предпринимательской деятельности, есть ярко выраженная сезонность и прямая зависимость от уровня доходов населения. Но в сегменте премиум–класса спрос на органическую косметику только растет. Наша лаборатория и производственные технологии сразу были настроены на выпуск только органических продуктов. Компания занимается этим уже 46 лет. Нашим конкурентам в нынешних экономических условиях сложно бороться с лидерами. Но видно, что они очень хотят этого и чувствуют тренд. Спрос есть, а значит, есть перспективы развития.
Сергей Горохов
Сергей Горохов
директор по работе с клиентами компании — дистрибьютора французской косметики PHYT’S
Требования к качественной органической косметике очень строгие: любое отступление от рецептуры, смена поставщика сырья, даже использование другой воды в процессе производства отслеживаются сертифицирующим органом. В 2019 году мы выходим на важный этап развития — сертифицируем продукцию компании по стандарту COSMOS Organic. Готовились к этому несколько лет. Как сертификация отразится на продажах, сказать пока сложно, об этом можно будет сделать вывод только в конце года. Российские органические марки только–только начинают заявлять о себе. Каждая пытается найти свое место на рынке. Кто–то делает ставку на решение какой– то косметической проблемы, кто–то — на особые формулы, кто–то, как мы, — на ароматерапевтический эффект.
Екатерина Матанцева
Екатерина Матанцева
основатель бренда натуральной косметики Mi&Ko
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама