Краудфандинг могут ограничить. В России пытаются законодательно убить рынок, который не успел развиться

 

В 2017 году рынок краудфандинга в России удвоился, его объем превысил 11 млрд рублей. Это не очень значительная сумма для полноценного развития российских стартапов, но темпы роста рынка уже привлекли внимание законодателей, которые решили защитить инвесторов от потери денег. Однако те варианты регулирования, которые рассматриваются вместо того, чтобы сделать рынок цивилизованнее, могут его похоронить в самом зачатке.
Государственная дума предлагает ограничить обычным гражданам возможность инвестировать в краудфандинговые системы более 600 тыс. рублей в год. Причем под это ограничение попадает как продуктовый краудфандинг, так и краудлендинг и краудинвестинг. Для продуктового краудфандинга, где средний размер частных вложений составляет 15–20 тыс. рублей, предполагаемый лимит вряд ли окажется трагичным. А вот для краудлендинга и краудинвестинга (когда частный инвестор предоставляет заем юридическому лицу или покупает долю в проекте) вводимые ограничения могут могут привести к трагичным последствиям, причем как для стартапов, так и для самих инвесторов.
По статистике, жизнеспособными оказываются только 20% новых проектов. Поэтому наиболее разумной стратегией инвестирования в них является формирование портфеля из 20 различных бизнесов. Устанавливая финансовые ограничения, закон вынуждает инвестора либо входить в ограниченное количество проектов, делая его инвестиции более рискованными, либо разбивать размеры разового вложения, что на начальном этапе может сильно усложнить процедуру краудинвестинга. Начинающей компании зачастую будет невыгодно работать с таким инвестором.
В США, где понятие "квалифицированный инвестор" существует намного дольше, чем в России, наоборот, в 2016 году были приняты поправки, смягчающие условия для работы с краудфандинговыми площадками. Основной упор сделан не на ограничения инвестиций и их регулирование, а на информирование площадками частных инвесторов о существующих рисках и правилах раскрытия информации о стартапе. Многие профессиональные игроки предпочитают входить в проекты, которые уже имеют опыт привлечения так называемых глупых денег, для них это по сути один из способов проверки компании рынком, доказательства того, что ее продукт интересен и понятен обывателям.
Если же в России закон будет принят с текущими формулировками, он законодательно убьет рынок, который еще даже не успел полноценно развиться, и сильно ограничит возможности развития и появления интересных стартапов в России. При этом частные инвесторы вместо защиты получат дополнительные риски.
Виталий Полехин, глава клуба инвесторов бизнес–школы "Сколково"