"У России обязательно будет своя космическая связь". Почему нам стоит обратить внимание на проект "Сфера"

 

В случае с глобальным космическим интернетом основная предлагаемая бизнес–модель — это конкуренция с мобильным интернетом. Логика простая: потенциальных потребителей миллиарды, почему хотя бы часть этих людей не переманить на космический интернет.
На мой взгляд, этот план обречен на провал. Около 20 лет назад с такой же идеей оказания услуг мобильной подвижной связи выступали космические системы Iridium и Globalstar. Мы знаем, чем это закончилось: во–первых, системы обанкротились на начальном этапе, чтобы списать инвестиции, а во–вторых, сейчас количество абонентов составляет всего несколько миллионов.
Основная модель, которую стоит продвигать, — это использование космического интернета для развития цифровой экономики. И основным заказчиком не обязательно должно быть государство: например, спутниковая связь поможет в развитии беспилотных автомобилей.
При таком раскладе этот канал связи будет не конкурирующим, а дублирующим, обеспечивающим резервный бесперебойный доступ.
Но если что–то является необходимым условием для работоспособности экономики на Земле, то это имеет прямое отношение к национальному суверенитету.
Ни у кого не должно быть возможности нас отключить. Можно привести такую аналогию: американские и российские военные имеют гарантии спутниковой навигации, потому что у каждой армии есть своя спутниковая система.
Поэтому у России обязательно, как и у США, Европы или Китая, будет своя система. Либо собственная, либо совместная. Причем это могут быть коммерческие проекты, но подчиняющиеся требованиям собственного правительства.
Весь вопрос лишь в том, когда создавать эту систему. Думаю, что тогда, когда в России реально начнет появляться цифровая экономика. На мой взгляд, сейчас внедрять систему пока рано. По уровню развития этих технологий США, Япония, Европа находятся дальше, им уже пора. А нам еще нет, поэтому время у нас есть.
Второй вопрос — с кем ее делать. Судя по геополитической ситуации, скорее всего, такими партнерами для России станут Китай, Индия, Иран или Турция. В то же время Starlink будет чисто американским проектом. За ним стоят SpaceX и Google, а за последней понятно, какие структуры из трех букв стоят.
И в этом контексте необходимо вспомнить об "Эфире", составной части проекта "Сфера". Как сейчас трактуется, "Сфера" — это расширенная ГЛОНАСС, когда она дополняется спутниками дистанционного зондирования Земли, геодезическими спутниками и так далее.
А "Эфир" — это коммерческая история, это космическая система глобального интернета. Она находится на стадии обсуждения и поиска инвесторов. Раньше основным инициатором создания "Эфира" выступал "Роскосмос", но сейчас интересантами должны стать первоочередные клиенты космического интернета — транспорт и сельское хозяйство. Соответственно, необходимо найти таких же партнеров из других отраслей и в других странах.
Ребята, которые уже начали работать в Starlink и OneWeb, пусть сначала попробуют и набьют шишки. А мы уже пойдем проторенной дорогой.
Андрей Ионин, советник генерального директора S7 Space