Андрей Ионин Все статьи автора
6 февраля 2019, 11:07 168

"У России обязательно будет своя космическая связь". Почему нам стоит обратить внимание на проект "Сфера"

В случае с глобальным космическим интернетом основная предлагаемая бизнес–модель — это конкуренция с мобильным интернетом. Логика простая: потенциальных потребителей миллиарды, почему хотя бы часть этих людей не переманить на космический интернет.

Большая космотройка. Кому может навредить конкуренция на рынке космического интернета

Большая космотройка. Кому может навредить конкуренция на рынке космического интернета

671
Владислав Скобелев

На мой взгляд, этот план обречен на провал. Около 20 лет назад с такой же идеей оказания услуг мобильной подвижной связи выступали космические системы Iridium и Globalstar. Мы знаем, чем это закончилось: во–первых, системы обанкротились на начальном этапе, чтобы списать инвестиции, а во–вторых, сейчас количество абонентов составляет всего несколько миллионов.

Основная модель, которую стоит продвигать, — это использование космического интернета для развития цифровой экономики. И основным заказчиком не обязательно должно быть государство: например, спутниковая связь поможет в развитии беспилотных автомобилей.

При таком раскладе этот канал связи будет не конкурирующим, а дублирующим, обеспечивающим резервный бесперебойный доступ.

Но если что–то является необходимым условием для работоспособности экономики на Земле, то это имеет прямое отношение к национальному суверенитету.

Ни у кого не должно быть возможности нас отключить. Можно привести такую аналогию: американские и российские военные имеют гарантии спутниковой навигации, потому что у каждой армии есть своя спутниковая система.

Поэтому у России обязательно, как и у США, Европы или Китая, будет своя система. Либо собственная, либо совместная. Причем это могут быть коммерческие проекты, но подчиняющиеся требованиям собственного правительства.

Весь вопрос лишь в том, когда создавать эту систему. Думаю, что тогда, когда в России реально начнет появляться цифровая экономика. На мой взгляд, сейчас внедрять систему пока рано. По уровню развития этих технологий США, Япония, Европа находятся дальше, им уже пора. А нам еще нет, поэтому время у нас есть.

Второй вопрос — с кем ее делать. Судя по геополитической ситуации, скорее всего, такими партнерами для России станут Китай, Индия, Иран или Турция. В то же время Starlink будет чисто американским проектом. За ним стоят SpaceX и Google, а за последней понятно, какие структуры из трех букв стоят.

И в этом контексте необходимо вспомнить об "Эфире", составной части проекта "Сфера". Как сейчас трактуется, "Сфера" — это расширенная ГЛОНАСС, когда она дополняется спутниками дистанционного зондирования Земли, геодезическими спутниками и так далее.

А "Эфир" — это коммерческая история, это космическая система глобального интернета. Она находится на стадии обсуждения и поиска инвесторов. Раньше основным инициатором создания "Эфира" выступал "Роскосмос", но сейчас интересантами должны стать первоочередные клиенты космического интернета — транспорт и сельское хозяйство. Соответственно, необходимо найти таких же партнеров из других отраслей и в других странах.

Ребята, которые уже начали работать в Starlink и OneWeb, пусть сначала попробуют и набьют шишки. А мы уже пойдем проторенной дорогой.

Андрей Ионин, советник генерального директора S7 Space

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама