Фото: Яковлева Елена

За Нарвской заставой. Кировский район создавался как витрина социализма, но сегодня выглядит заметно постаревшим

Такие выводы приходится сделать, судя как по демографической ситуации, так и по специфике условий ведения бизнеса. Есть здесь и морской берег, и зеленые зоны с водоемами, и транспортная инфраструктура. Но развитие, кажется, зашло в тупик. Даже реновация хрущевок — и та в итоге застопорилась.

Классический спальный. В Калининском районе много жителей и заведений общепита, но мало офисов

Классический спальный. В Калининском районе много жителей и заведений общепита, но мало офисов

1065
Георгий Вермишев

Консервативная публика

По итогам 2017 года Кировский район взял пальму сомнительного первенства. Здесь была самая высокая смертность на тысячу населения: 13,6 человека против среднегородского значения 11,3. Объясняется это просто: средний возраст проживающих значительно выше, чем в остальных частях города.

"Именно здесь строились первые хрущевки, даже во Фрунзенском районе они помоложе, — рассказывает Елена Дорогова, исполнительный директор Гильдии риэлторов СПб. — Люди, в основном работники крупных предприятий, заселялись сюда из аварийного жилья, из бараков. Это все достаточно консервативная аудитория. Живут здесь поколениями, многим просто не вырваться".

Материальное положение действительно сказывается. По средней стоимости жилья район занимает 11–е место в городе (из 18). Портал "Мир квартир" оценивал 1 м2 в 103,4 тыс. рублей (для сравнения: в соседнем Адмиралтейском цена — 129 тыс. рублей).

"Из–за того что дома не очень интересные по местоположению и по техническому состоянию, они не пользуются большой популярностью. Тем не менее в старой застройке есть добротные сталинские здания, и они продаются", — говорит Дорогова.

В любом случае демографическая ситуация — ключевая особенность района, которая влияет и на местный бизнес. "В пожилых районах может быть выше спрос на различные виды социального ухода, — говорит Владимир Козлов, доцент Института демографии ВШЭ. — А вот с услугами здравоохранения не так однозначно. Надо понимать платежеспособность пенсионеров. Даже если им нужны услуги здравоохранения, не факт, что они пойдут в частную клинику. Кстати, продажи в аптеках сильно зависят от возраста покупателей. С годами меняются и предпочтения в выборе одежды или питания".

Стороной пройти. Лоскутное одеяло Выборгского района

Стороной пройти. Лоскутное одеяло Выборгского района

30645
Георгий Вермишев

Промышленное наследие

От былого промышленного величия Кировского района сегодня осталось немного. По статистике, объем отгруженной продукции за 2017 год составил 69,5 млрд рублей (всего 3% от общегородского). Крупнейшим предприятием остается Кировский завод, который смог пережить сложный период своей истории и теперь не только не планирует покидать обжитые территории, но наоборот — инвестирует в их промышленное будущее. Той же стратегии придерживается и Северная верфь, заказавшая "Метрострою" возведение нового судостроительного комплекса за 6 млрд рублей. Кроме судостроителей неплохо себя чувствует пищевка — например, завод "Каравай", а также приборостроительный завод АО "Равенство". Здесь же остаются несколько крупных проектировочных бюро, в том числе НПО "Волна"Александра Кашина. "Есть предприятия, нашедшие свое место в рыночной экономике, а есть и глубоко советские, — говорит Георгий Семененко, генеральный директор ОАО "Кировский завод". — Процесс естественного отбора пока далек от завершения, еще не все перестроились, некоторые, кому суждено умереть, — живы. В конце концов Моисей евреев водил по пустыне 40 лет, а мы пока только 30 без малого блуждаем".

Всю береговую часть района занимают портовые территории. Опыт Сингапура и Хельсинки вдохновил чиновников начать обсуждение проекта вывода порта из центра Петербурга. По итогам визита в Азию в сентябре участников рынка познакомили с возможными изменениями в Генплане, однако презентация никого не впечатлила. Как рассказали "ДП" в Агентстве внешнего транспорта, сейчас инициатива подвисла и не обсуждается.

В том случае, если порт и уйдет с этих берегов, эксперты советуют не пускать застройщиков жилья, а провести ревитализацию промзоны. Территории на берегу залива вполне можно сделать привлекательным деловым центром, в который люди смогут за 15–20 минут добираться из соседних микрорайонов, считает координатор движения "Красивый Петербург"Красимир Врански.

Брошенный остров

Особняком стоит Канонерский остров, где помимо портовой инфраструктуры есть жилые дома, школа и даже парк. Правда, сейчас он напоминает декорации к фильму ужасов. А построенный детский сад уже 2 года не могут ввести из–за превышения допустимых показателей по шуму от ЗСД.

В 2013 году волонтеры пытались вдохнуть жизнь в эти территории и провели архитектурный форсайт. Два проекта обратили на себя внимание. Это предложение создать мемориальный комплекс, центром которого стали бы крематорий и колумбарий, а также идея создать морской парк и лодочную станцию с плавучими домами, как в Амстердаме. Но пока все проекты остаются на бумаге.

"На мой взгляд, Канонерский — хорошее место для развития альтернативного туризма и создания необычных, даже фантасмагорических мест, но отнюдь не для массового или фешенебельного отдыха, — говорит Александра Ненько, руководитель Лаборатории качества комфортной жизни ИТМО. — Это абсолютно уникальная пространственная и социальная экосистема. Здесь есть ощущение локального, даже замкнутого пространства, прямого контакта между соседями. Тут есть душа. Думаю, все это идеально для социально направленных арт–проектов".

Без точек роста

В наследство от советской эпохи району достались два дворца культуры: ДК им. Горького у станции метро "Нарвская" и менее успешный ДК им. Газа у "Кировского завода". Это немного добавляет жизни, хотя от репертуара поморщились бы и закостенелые интеллектуалы, и молодые хипстеры из центральных районов.

Попытки вдохнуть новую жизнь есть. Например, владельцы арт–пространства "Сова" открыли у станции метро "Кировский завод" бар в стиле вампирского панка. Интерьер не хуже, чем в модных заведениях центра города, но клиентов мало: "Выбор пал на это место, так как здание ДК им. Газа — будущий кластер по типу "Голицын лофта" и "Этажей". Но он очень медленно раскачивается. Правление ДК планировало с 1 сентября начать активное развитие, но этого не произошло, и мы оказались в ситуации выживания", — сетует один из руководителей бара.

Яркие проекты могли быть реализованы в разных уголках района, но для этого нужна воля властей, считают в движении "Красивый Петербург". Так, большой потенциал есть у парка Александрино с его водоемами, однако пока что денег не хватает даже на элементарное благоустройство. Потенциально привлекательные участки у станций метро на бульваре Новаторов захватили незаконные торговцы, с которыми власти уже несколько лет ничего не могут поделать. А реки, которые могли бы стать точкой притяжения рестораторов, так пахнут, что находиться возле них опасно. "Экосистема реки Новой полностью уничтожена аэропортом, туда продолжают сбрасывать всякую гадость. Она протекает по Ульянке, где проживает 70 тыс. человек. Нужно принимать меры, тем более что организация, которая обслуживает Пулково, государственная", — негодует Красимир Врански.

Итог печален: район практически не развивается. Даже строительная активность здесь почти сошла на нет вкупе с провалившимся проектом реновации хрущевок. Новые жилые комплексы настолько редки, что их можно сосчитать по пальцам. А в ответ на вопрос о создании центров притяжения в районной администрации смогли припомнить только один крупный инвестпроект — экстремальный парк у дороги на Турухтанные острова (станция метро "Автово").

Как объяснила первый заместитель главы района Наталья Груздева, Кировский — территория со сложившейся промышленной и жилой застройкой, в связи с чем крупных инвестпроектов в последнее время и не осуществляется.

Историческая справка

Наследники коммунизма

— Нынешний Кировский район всегда был рабочей окраиной Петербурга. В 1801 году здесь вырос знаменитый Путиловский (сегодня Кировский) завод, определивший лицо территории раз и, похоже, навсегда. Через некоторое время появился и торговый порт. Такое соседство давало о себе знать: окрестные земли активно скупали промышленники и предприимчивые люди, желающие повторить славный путь владельцев завода. Близость транспортных развязок (отсюда шли дороги по направлению к Петергофу, Таллину и Нарве) способствовала превращению района в производственный центр.

— Жилая застройка Кировского района почти полностью сформирована в эпоху СССР. После революции у Нарвских ворот был затеян масштабный модернистский проект — утопический новый район для рабочего класса. Сегодня это настоящее собрание памятников конструктивизма 1920–1930–х годов, созданных молодыми архитекторами–авангардистами — мечтателями и ровесниками своей эпохи.

— В советское время район стал восприниматься как промышленное сердце города, не случайно именно сюда протянули первую в городе ветку метрополитена, чтобы обеспечить транспортом рабочих Кировского завода. Станции "Автово", "Кировский завод", "Нарвская" — настоящие дворцы, построенные на зависть капиталистам.

— Наконец, южная часть Кировского района — тоже советский эксперимент. И весьма удачный. В 1960–е район начали застраивать типовыми хрущевками. Хоть с годами дома и потеряли эстетический вид, но зато утопают в зелени. В 2008 году в Петербурге была принята программа реновации, однако за 10 лет она была выполнена лишь на 2%. В декабре Смольный заключил мировое соглашение, продлив инвестиционный договор еще на 10 лет.

В районе есть дефицит гостиниц категории выше двух звезд. Сложность заключается в том, что практически отсутствуют территории под строительство новых объектов. Для реализации проектов предложены два объекта для размещения трехзвездочных гостиниц. Это расселенные аварийные дома на улице Швецова и Балтийской улице. Будущий инвестор должен будет разместить гостиницы, предварительно устранив аварийность домов либо построив новые здания после сноса аварийных.
Сергей Иванов
Сергей Иванов
глава администрации Кировского района
Надо развивать транспортную инфраструктуру. Индустриально–логистическая специализация предполагает массовое перемещение людей и материальных ценностей, хорошая логистика — залог конкурентоспособности. Достойный пример — это вторая станция метро новой ветки "Путиловская". Когда ее достроят, сотни тысяч людей, потенциальных сотрудников, смогут добираться до нас гораздо быстрее, чем раньше. Это очень серьезно. То же с ЗСД.
Георгий Семененко
Георгий Семененко
генеральный директор ОАО «Кировский завод»
Чтобы сделать водоемы Кировского района красивыми, нужно их совершенно по–другому содержать. Дороговизна же от того, что благоустроителям платят за операции. Чем дороже, тем им выгоднее. А на самом деле там требуется просто разумное размещение водной растительности, которая будет чистить эти пруды бесплатно. Но в этом случае комитет по природопользованию ничего не заработает.
Александр Карпов
Александр Карпов
директор Центра экспертиз ЭКОМ
Дефицит качественных торговых центров в Кировском районе ощущается, однако следует учитывать его отделенность от центра города промзоной. Поэтому в случае создания крупного ТРЦ в Кировском районе в него будет сложно привлечь жителей других частей города.
Владислав Фадеев
Владислав Фадеев
руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге
Одни и те же объекты у людей вызывают совершенно разные эмоции. Кто–то получает удовольствие от индустриальных пейзажей, уединенности и "дикости" Канонерского острова, вписанного в виды мощного ЗСД, близости Финского залива. Другие, напротив, злятся и пугаются при виде огромных заброшенных цехов, расселенных домов под новой дорогой, отрешенности территории от города. Есть люди, которым нравится гулять среди старых небольших и тихих кварталов, а есть те, кто видит там лишь грязь и потенциальную опасность.
Александра Ненько
Александра Ненько
руководитель Лаборатории качества комфортной жизни ИТМО
Георгий Вермишев Все статьи автора
4 февраля 2019, 09:14 1322
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама