Турне по Югу. "Зеленая книга" Питера Фаррелли

Автор фото: kinopoisk.ru
В 1962 году нью–йоркского вышибалу Тони Валлелонгу по прозвищу Болтун нанимают в качестве шофера на время тура пианиста и композитора Дона Ширли, афроамериканца. В пути по провинциальному югу США они пользуются так называемой зеленой книгой, содержащей информацию о безопасных местах для темнокожих путешественников. Фильм уже получил "Золотой глобус" и номинирован на "Оскар". Успех, однако, нельзя объяснить только участием в нем известных актеров (Али Махершал, Виго Мортенсен) или актуальной темой. "Правильную" с точки зрения политкорректности историю авторы рассказывают, не боясь критиковать собственное прошлое (сегрегационные законы, которые существовали в США до 1960–х). Правда всегда убедительна.
Тут еще важно понимать, в какой момент Ширли решается на турне: это пик борьбы за права темнокожего населения в США против расовой дискриминации. Через год президент Кеннеди внесет в конгресс законопроект, запрещающий сегрегацию в общественных местах. В том же году состоится "марш на Вашингтон", во время которого Мартин Лютер Кинг произнесет знаменитую речь "У меня есть мечта". В этот момент Ширли гастролирует на Юг, где расовая сегрегация наиболее сильна. Естественно, он понимает, как его встретят, но хочет с помощью музыки (он играет классику) хоть чуть–чуть изменить мир. Авторы, безусловно, идеализируют героя, но при этом вовсе не упрощают обстоятельств. Они вытаскивают "наверх" не банальную расовую ненависть, а, так сказать, глубинное лицемерие. Оценить темнокожего музыканта на Юге уже способны, ему аплодируют, принимают хорошо. Но при этом расовые законы продолжают действовать! "Так у нас принято", "такая традиция" — объясняют местные организаторы, когда Ширли не пускают в ресторан или в туалет "для белых". Люди, говорящие это, могут быть тонкими ценителями музыки или отличными работниками и даже понимать всю нелепость ситуации. Но при этом "традиции" для них важнее человечности. Они даже не осознают, что совершают что–то ужасное. Собственно, книга Ханны Арендт "Банальность зла" посвящена именно этому: помимо образования, манер и вкуса человек — чтобы считаться человеком — должен обладать еще и этическим инстинктом, размышлять в общечеловеческих категориях.
…Тони Валлелонга сумел оценить таланты шефа (докторская степень в области музыки, психологии и литургического искусства; музыке Ширли, кстати, учился в 1930–е в Ленинградской консерватории). Авторы фильма не повторяют одно и то же, бичуя порок, а расширяют понятие "дискриминация" до философского обобщения. Многообразие ситуаций в дороге призвано показать, что расизм, ненависть к инакомыслию, богатству или культуре имеют одну природу, это лишь разные имена насилия, способы его легитимизировать. При всей серьезности темы "Зеленая книга" — комедия, но зрители смеются именно потому, что знают — кое–что человечеству за прошедшие полвека в области прав человека все же удалось сделать.