Мировой потребрынок смотрит в 2019 год с оптимизмом. Согласно исследованию Ericsson, люди ждут полной автоматизации повседневных задач. Появятся супермаркеты, не требующие оплаты на кассе, процесс подбора одежды будет мгновенным, да и вообще — все бытовые проблемы за нас смогут решать наши гаджеты. Даже эмоцию распознают.
Эксперты Ericsson опрашивали продвинутых жителей крупнейших мировых мегаполисов. В Петербурге все это, конечно, тоже будет, но не так быстро. Ведь значительному числу граждан все еще не хватает денег не то что на новые продвинутые гаджеты, а банально на еду и одежду.
Вынужденная экономия
Чего точно не избежать — это перехода на продажи в интернете. «Главный тренд, который виден в 2018 году и продолжится в 2019–м, — это рост аудитории онлайн–магазинов. Онлайн–ретейл — пока что всего лишь 5% от общего оборота розничной торговли. Однако в ближайшие годы рынок должен вырасти в 3 раза», — предполагают в компании Ozon.ru.
Причина не в цифровой моде. Покупать онлайн элементарно удобнее и дешевле, а это сейчас определяющий фактор для покупателей. «Несмотря на то что номинальные доходы будут увеличиваться, как мы полагаем, на 10–15%, реальные доходы пойдут по нисходящей. Эта тенденция продолжается уже второй год», — считает Анастасия Птуха, член совета директоров Гильдии маркетологов РФ.
На этом фоне доля спонтанных покупок сократилась до 2–3% — это ничтожная величина. Одновременно многие покупатели переходят на китайские марки, что особенно заметно в сегменте цифровой техники. «Китай постепенно захватывает рынок, и мастодонтам вроде Apple и Samsung в будущем придется сложно», — полагает Анастасия Птуха.
Розница в сети
Необходимость экономить вынуждает покупателя уходить в маркетплейсы (агрегаторы онлайн–магазинов). Ассортимент в интернете, как правило, выше, кроме того, можно в два клика сравнить стоимость товара в разных магазинах. Самыми успешными маркетплейсами эксперты называют «Алиэкспресс» и «Беру» — совместный проект Сбербанка и «Яндекса». Последний к 2020 году намерен выйти на уровень 500 млрд рублей выручки. Одновременно будут развиваться сервисы доставки, уверен Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOline. «В этом году мы впервые за всю историю регистрируем количественное снижение гипермаркетов. А в 2019 году мы абсолютно точно увидим отрицательную динамику. Некоторые сети уже полностью отказались от открытия новых гипермаркетов: это, например, «Касторама» и «Призма», — рассказал эксперт.
Крупные ретейлеры уже понимают необратимость тренда, поэтому теперь будут концентрироваться на развитии решений в области доставки товаров — в том числе продуктовых.
Умный новый год
Конечно, рано или поздно умные технологии все равно придут в дом к обывателю, просто эти процессы не будут идти быстро. Интернет вещей вроде бы уже и существует в Петербурге (чего стоят почти 30 тыс. камер с интеллектуальной аналитикой данных), однако полностью его возможности пока не используются. Даже интернет 5G уже работает в Петербурге, но пока только на территории Эрмитажа. В общем, сплошные ограничения.
«Для того чтобы умные товары появились в каждом доме, нужно как минимум стабилизировать рынок электроники и бытовой техники, создать условия, при которых цены будут доступными для большинства населения. Плюс нельзя игнорировать технофобию и недоверие к электронным товарам со стороны более старшего населения. В целом можно дать россиянам еще 5–7 лет, для того чтобы привыкнуть к использованию умных товаров во всех сферах», — полагает генеральный директор ГК «Фотосклад.ру»Алексей Банников.
Анастасия Птуха вообще считает, что российский потребитель не понимает до конца, что такое интернет вещей. «Пока что это рынок гиков: кто знает технологию и разбирается в ней, тот ею и пользуется», — говорит она. Это значит, пока останутся мечтой и прогнозы Ericsson о появлении электронных помощников, которые будут измерять настроение владельца и спорить друг с другом, что ему лучше заказать — йогурт или виски. Но так далеко цифровизация потребрынка в 2019 году в Петербурге точно не продвинется.