Мегаполис — точка приложения талантов. Правило трех "Т"

 

Попытки оживить окраины мегаполисов — глобальный тренд. Придумать и реализовать успешную концепцию развития спальных районов пытаются урбанисты во всем мире, но примеров очевидного успеха немного.
Есть известная урбанистическая теория про три "Т". Первая "Т" — это технологии в городе. Транспорт, электронные услуги, "уберизация" — доступ горожанина к технологиям, облегчающим жизнь. Вторая "Т" — толерантность: город должен быть открытым для человека, он не может ничего запрещать, напротив, он дает возможность жителю быть самим собой, заниматься предпринимательством, реализовывать себя в любимом деле. И третье "Т" — это талант. В городе, где человек может реализоваться, люди охотно живут и работают, им не нужно и не хочется переезжать. В таком городе свой талант способен раскрыть любой — и дворник, и водитель троллейбуса, и молодой бизнесмен.
На реализацию этих трех составляющих успешного города в идеале и должны быть направлены усилия администрации. Другими словами, моя идея в том, что властям не нужно что–то специально придумывать, чтобы оживить спальные районы, привнести какую–то новую жизнь в Купчино или Новые Черемушки. Они должны просто открыться идеям горожан, помогать или по крайней мере не мешать людям запускать свой локальный бизнес, будь то булочная или книжный магазин, досуговый центр. Если завтра прийти к мэру Москвы, к губернатору Петербурга или их подчиненным и начать спрашивать, что они собираются делать, чтобы спальные районы стали привлекательными, то они что–нибудь обязательно придумают. Но это что–то почти наверняка будет долго, неэффективно и не факт, что правильно. Решать за людей — всегда хуже, чем дать им возможность самим придумать и сделать.
В новых районах я вижу хорошую тенденцию: современные застройщики, особенно те, которые работают в сегменте жилья комфорткласса, стали больше внимания уделять инфраструктуре, думать о потенциальных местах притяжения. Конечно, государство могло бы внести новые нормы в Градостроительный кодекс, обязывающие застройщика думать об инфраструктуре, создавать и придумывать места притяжения. Сейчас таких требований, за исключением строительства школ и детских садов, почти нет. Но я не думаю, что это хорошая идея. Застройщик всегда может сказать: у меня есть первые этажи домов, они по–разному сконфигурированы — пусть арендаторы или собственники сами решают, что там делать.
Задача государства не заставить застройщика за свой счет создавать места притяжения, а сделать так, чтобы люди сами захотели это сделать. И это уже история не про градостроительную политику, а о преференциях, льготах, субсидиях. Например, людям, которые хотят сделать проекты в сфере образования, можно предоставлять дотации. Если они появятся и требования для их получения будут простыми и прозрачными, это могло бы многое изменить. Москвичи сейчас довольно активны, это подтверждает их готовность отстаивать свои права, посмотрите на недавнюю историю с реновацией. Но у них должны быть механизмы для проявления этой активности. Дайте людям возможность проявить себя, и они точно себя проявят.
Георгий Найденов, партнер NB management