IT–бремя для коммуналки. "Водоканал" потратит на модернизацию ПО до 141 млн рублей

Автор фото: Photoxpress

Из–за перехода на прямые договоры с жильцами "Водоканал Санкт–Петербурга" потратит на модернизацию программного обеспечения до 141 млн рублей.

Информация об этом размещена на официальном портале госзакупок. Согласно конкурсной документации, сегодня программное обеспечение ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" не позволяет автоматически проводить расчеты по прямым договорам с собственниками многоквартирных домов. Напомним, такая возможность появилась у ТСЖ в апреле 2018 года в связи с изменением российского законодательства.

Массовая модернизация

На обновление софта ГУП отводит 1,5 года с момента заключения контракта. В пресс–службе предприятия не объяснили, как система будет действовать в переходный период, но отметили, что сейчас информация обрабатывается в специальном расчетном центре ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство".
"Ранее "Водоканал Санкт–Петербурга" был ресурсоснабжающей организацией (РСО), теперь же он переходит в категорию исполнителя коммунальной услуги, — рассказали в пресс–службе организации. — Она регулируется Жилищным кодексом, который подразумевает иной алгоритм при расчетах с потребителями, что влечет необходимость доработки системы".
Среди потенциальных исполнителей контракта — ГК "Телрос" (выручка за 2017 год — 692 млн рублей) и ООО "Вит" (413 млн). Получить оперативный комментарий от обеих компаний не удалось.
Аналитики рынка подчеркивают, что обновлять ПО придется всем ресурсоснабжающим организациям, которые пользуются собственным софтом. "В новые полномочия РСО входит, например, ведение приборов учета и передача их показаний для начисления платы. Если у ресурсника не был предусмотрен такой функционал, то ему придется внести коррективы с учетом новых требований", — рассказывает декан факультета ГИС НИИ ЖКХ Андрей Акимов.
По данным iKS–Consulting, в 2017 году объем российского рынка систем диспетчеризации и автоматизации учета ЖКХ составил 4,8 млрд рублей. Эксперты прогнозируют, что в 2020 году он превысит 5,4 млрд рублей.

Перетягивание клиентов

Обновление ПО станет одной из множества проблем РСО при переходе на прямые договоры. На них уже легли новые обязанности, которые до сих пор исполняли управляющие организации.
"В частности, если раньше вопросы с квитанциями решались на уровне управляющих компаний, то теперь в РСО придется создавать абонентский отдел, специальные базы плательщиков", — рассказывает исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.
Предполагается, что эти затраты компенсируют, потребовав от УК погасить накопившиеся долги за коммуналку.
"Однако зачастую ресурсоснабжающие организации сами оказываются не готовы к модернизации. В результате поступают жалобы, что даже после 3 месяцев, предусмотренных законом на выполнение новых требований, РСО отказывают в переходе на прямые договоры", — отмечает Светлана Разворотнева.
Аналитики подчеркивают, что часть проблем может решить консолидация рынка ЖКХ и создание единого расчетного центра. По их словам, сегодня региональный рынок очень разношерстный, поскольку у всех установлено разное ПО.