Brexit провалился незаметно

 

Британия порадовала новой вспышкой интриги вокруг Brexit — выхода страны из Евросоюза. Во вторник нижняя палата парламента Соединенного Королевства отвергла соглашение с ЕС, заключенное правительством в результате долгих и трудных переговоров. Но тяжелым ударом для кабинета британского премьера Терезы Мэй стало даже не то, что многомесячные усилия пошли коту под хвост. Одобрения сделки с ЕС в парламенте почти никто и не ожидал. Но преимущество противников соглашения над его сторонниками оказалось просто подавляющим — 432 против 202.
Воспользовавшись разгромным поражением правительства как поводом, оппозиция в палате общин немедленно инициировала голосование о доверии правительству. Однако так далеко парламентарии заходить не стали — в среду большинством голосов они вынесли вотум доверия кабинету. Но что дальше будет делать Тереза Мэй с Brexit, пока непонятно.
Наихудшим вариантом для британской экономики может стать выход из ЕС без всяких соглашений. Это повлекло бы многомиллиардные расходы компаний на оформление таможенных документов по сделкам с основными торговыми партнерами, а также на уплату пошлин. Но этот сценарий, судя по реакции валютного и фондового рынков, всерьез никто не рассматривает. Британский фунт 15 января, накануне голосования по соглашению о Brexit, снизился на 1,5% в паре с долларом, но сразу после отклонения сделки отыграл все падение и в среду колебался в районе $1,285–1,29. Британский фондовый индекс FTSE 100 потерял в среду 0,53%, тогда как сводный индекс крупнейших предприятий Европы Stoxx Europe 600 поднялся на 0,54%. Эти колебания вряд ли можно назвать существенными. К примеру, 24 июня 2016 года, на следующий день после референдума, одобрившего Brexit, Stoxx Europe 600 упал на 7%, FTSE 100 — на 3,15%, германский DAX — на 6,82%, французский CAC — более чем на 8%. Ниже других рухнули испанский, итальянский и греческий индексы — более чем на 12%. Тогда рынки восприняли Brexit как начало распада Евросоюза, а три южные страны назначили главными кандидатами на выход.
Сдержанная реакция рынков на британскую коллизию на прошлой неделе, возможно, объясняется тем, что повысилась вероятность отказа Британии от Brexit вовсе. Пока Тереза Мэй категорически отвергает такой вариант, рассчитывая, видимо, на новые уступки ЕС и одобрение сделки парламентом в будущем. Но ряд европейских политиков, включая канцлера ФРГ Ангелу Меркель, заявили, что континентальная Европа готовится к жесткому варианту Brexit, намекая, что новых уступок ждать не стоит. От европейцев трудно ждать иного — они заинтересованы в максимально дискомфортном для Великобритании разрыве, чтобы другим членам ЕС было неповадно следовать ее примеру. Еще лучше для сторонников глобализации был бы вариант отказа от Brexit.