Потеряли вкус. Готовый бизнес в Петербурге дешевеет на фоне снижения покупательского спроса

Автор фото: Коллаж Алены Марченко

Avito зафиксировал падение стоимости готового бизнеса в Петербурге и снижение покупательского спроса. Участники рынка между тем сетуют на дефицит продавцов и переизбыток числа потенциальных инвесторов. Подробнее о том, что изменилось в сфере купли-продажи действующих компаний и какие сегменты могут стать прорывными в 2019 году – в материале "ДП".

Средняя стоимость готового бизнеса в Петербурге за год снизилась на 6% и упала до 4,3 млн рублей. Спрос на покупку действующих предприятий, уже раскрученных или недавно открытых, тоже сокращается. Рост отмечается в общем количестве предложений (+5%). Такую статистику 14 января обнародовали аналитики Avito.
Данные участников рынка говорят о несколько иной картине. Крупные брокеры фиксируют активизацию инвесторов, но в то же время говорят о дефиците продавцов из-за перенасыщения покупателей. "ДП" изучил, что изменилось в сфере купли-продажи компаний и какие направления готового бизнеса зададут тренд на ближайшее будущее.

Пора расстаться

Как указано в исследовании экспертов интернет-портала, общая картина на петербургском рынке готового бизнеса отличается от ситуации в других городах. Например, стоимость одного лота в среднем по стране сейчас составляет 5,6 млн рублей, то есть выше в 1,3 раза. В сравнении с Москвой этот показатель отличается в 2 раза. В столице средняя стоимость активов оценивается в 8,2 млн рублей. Подорожание наблюдается в 10 из 23 самых крупных региональных центров.
Кроме того, спрос на готовый бизнес в Петербурге за год уменьшился на 5%, при этом в целом по России он вырос на 2%. Покупателей больше всего привлекало приобретение компаний из сферы услуг, общественного питания и торговых предприятий — на них пришлось 38%, 18% и 16% запросов соответственно.
Средняя стоимость готового бизнеса в Петербурге
Источник: Avito
"Стоит отметить стабильность распределения востребованности сфер. Год назад лидировали те же три отрасли, а последние места, как и в 2017-м, заняли развлекательный бизнес, строительные компании и сельское хозяйство. В свою очередь, предложение готового бизнеса в городе выросло на 5% за год, а в целом по стране — на 14%", — подчеркивают авторы доклада.
Самыми дорогими видами бизнеса в Петербурге, по сведениям сервиса интернет-объявлений, стали сельскохозяйственные предприятия со средней стоимостью 14,4 млн рублей. За ними следуют производственные предприятия со средней стоимостью 11,7 млн рублей, а замыкают первую тройку строительные компании за 9,7 млн рублей. Доступнее всего были интернет-магазины — 1 млн рублей. Самое заметное снижение средней цены произошло для предприятий из сферы торговли (минус 32%) и услуг (минус 16%).

Небывалая конкуренция

По мнению экспертов агентства "Альтера Инвест", главной тенденцией года можно назвать рост интереса к рынку готового бизнеса, который значительно превышает количество реальных сделок на нем. Если соотношение продавец — покупатель в 2017 году составляло 1 к 25, то в прошлом году этот показатель достиг показателя 1 к 37. По сравнению с Москвой в Петербурге активность покупателей бизнеса оказалась традиционно ниже, но в целом анализ показывает схожую тенденцию.
"Рынок перенасыщен покупателями, сейчас он начинает испытывать дефицит продавцов. В предыдущие годы спрос и предложение росли одинаково: по 8-12 % в год", — уточняют аналитики компании.
Наибольшей популярностью на данный момент пользуется сегмент бизнеса стоимостью до 500 тыс. рублей и до 1 млн рублей. Второе место по привлекательности занимает сегмент 1-2 млн рублей. В агентстве "Бро Брокерс" ситуация примерно такая же: 40% предложений отсечены порогом в 2 млн рублей, 30% приходятся на бизнес по цене до 1 млн рублей.
"Если свести предложение и спрос, то легко заметить главную особенность рынка — наиболее популярные сегменты спроса (это бизнес до 500 тыс. и до 1 млн рублей, причем во всех регионах) не обеспечены удовлетворительным количеством предложений. Конкуренция в этих сегментах очень высока, поскольку они перенасыщены покупателями", — отмечает эксперт готового бизнеса Андрей Федоров.
В 2019 году, как уверены эксперты компании "Бизнес Бюро", топовой идеей может стать работа по рекламе в социальных сетях. "SMM, таргетинг, контекстная реклама, e-mail-маркетинг — эти и другие каналы продвижения станут отличным бизнесом. Для этого нужно знать настройки рекламы в Facebook, "ВКонтакте", YouTube и Instagram. Это то, что пригодится в ближайшие годы", — пишут специалисты по купле-продаже готового бизнеса.
Среди других перспективных направлений для вложения инвестиций в ближайшей перспективе называются краудфандинговые платформы, организации тревел-туров, сервисов по доставке продуктов питания из магазинов, а также открытия тематических блогов с уникальным контентом на YouTube, добавляют в "Бизнес Бюро".