Ford может продать свой бизнес в России. Что ждет завод во Всеволожске

Автор фото: Петр Ковалев
Завод Ford во Всеволожске.

Американская компания Ford может продать свои российские активы. Связано это с тем, что доля компании на европейском рынке снижается уже более 10 лет подряд. Теперь Ford ждет масштабная реструктуризация, в рамках которой могут быть ликвидированы несколько заводов в Европе, сокращены тысячи сотрудников и модельный ряд производимых автомобилей. Сейчас у автоконцерна в рамках сотрудничества с российской компанией Sollers есть три завода в России, один из них располагается во Всеволожске (Ленинградская область) и два — в Набережных Челнах и Елабуге (Татарстане). Под вопросом сейчас находится всеволожский завод.

При самом неблагоприятном сценарии автоконцерн может полностью покинуть российский рынок. Окончательное решение о том, в каком русле будет развиваться реструктуризация, акционеры Ford примут во II квартале 2019 года, как сообщает агентство Reuters.

Невыгодный рынок

По словам главы подразделения Ford в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Стивена Армстронга, акционеры Ford Sollers пока рассматривают несколько вариантов по изменению структуры бизнеса в России. При этом он не уточнил, какие именно среди них есть сценарии и возможно ли полное закрытие российских производств.
"Стратегический пересмотр планов СП Ford Sollers происходит одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии Ford, нацеленной на повышение доходности бренда в ближайшей перспективе и усилении конкурентоспособности бизнеса на всех европейских рынках", — заявил он. Армстронг также добавил, что у автоконцерна были прибыльные периоды в Европе, но даже тогда компании не удавалось выйти в плюс.
Сейчас в европейском секторе компании работают около 53 тыс. человек, при этом убыток компании здесь в III квартале 2018 года составил $282 млн. Работать на Европу американскому автоконцерну все более невыгодно. Например, в 2006 году доля Ford на рынке Европы составляла 11%, к 2018 она сократилась почти в 2 раза и составила 6,4%.
Как пишут DW, основной прицел при реструктуризации холдинга в России будет сделан на заводы в Набережных Челнах и Всеволожске. Также значительно сократят производимый на них модельный ряд — прекратится производство моделей Ford Mondeo, Ford Focus, Ford Fiesta и EcoSpot. Тогда в Россию они будут поставляться только импортом. В самой компании уточнили, что хотят сфокусироваться на производстве внедорожников и кроссоверов и постепенно покинуть сегмент минивэнов.
Доля Ford на российском рынке составляет 2,9%, в 2018 году в России было продано около 74 тыс. автомобилей это марки, а общая мощность производств в Ленобласти и Татарстане составляет 360 тыс. машин в год.
При этом экономические проблемы американской компании в России начались относительно давно. В августе 2018 года завод Ford во Всеволожске сократил производство моделей Mondeo и Focus на 20% и перевел рабочих на четырехдневную рабочую неделю. Тогда автоконцерн сделал ставку на завод в татарстанской Елабуге, где производят значительно более популярный автомобиль Ford Kuga.

Минус завод

Завод во Всеволожске был открыт в 2002 году, объем инвестиций в него составил $330 млн. Сейчас на нем трудятся около 3 тыс. работников, а потенциальная мощность производства составляет около 125 тыс. автомобилей в год, но в последние годы ее не использовали на полную мощность и, наоборот, сокращали производство. Как сообщили "ДП" в пресс-службе российского отделения Ford, основными рынками сбыта продукции Всеволожского завода, кроме России, являются Белоруссия и Армения.
По мнению Виталия Новикова, управляющего партнера консалтинговой компании "Университет продаж" и автомобильного эксперта, этот завод весьма вероятно стоит первым на выбывание у инвесторов Ford.
"У Ford получилась довольно распределенная по России география — и Ленобласть, и Татарстан. Не факт, что в нынешних условиях рынка завод во Всеволожске нужен компании вообще, Ford не в состоянии содержать целых три производства. Очевидно, что они наверняка должны отказаться минимум от одного завода. Чтобы понять, какой из трех заводов будет закрыт, нужно знать их логистику. Но я полагаю, что на сегодняшний день для Ford важнее заводы в Татарстане, проще сконцентрировать производство там", — отмечает эксперт.
Генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин, напротив, считает, что главный вопрос не в том, закроют или не закроют завод, а в том, кому его можно продать. Пока потенциальных покупателей Чаплыгин не видит.
"Сейчас совокупные мощности трех заводов Ford Sollers в России в 6 раз превышают объемы выпуска автомобилей на этих предприятиях. Концерн в свое время принял странное решение — построить два завода в Татарстане при имеющемся сильно незагруженном заводе во Всеволожске. Все зависит от решения глобальной штаб-квартиры. Известно, что несколько раз попытки рассмотреть вопрос о закрытии площадки были, но до реальных действий не дошло. Закрыть завод можно, но кому его продать? Покупателей из автопрома нет", — подчеркнул эксперт.
В качестве примера Михаил Чаплыгин приводит случай с концерном General Motors, который в 2015 году принял решение полностью покинуть российский рынок. До конца 2018 года пустой завод GM в Шушарах числился на балансе автоконцерна, только осенью 2018 года у него нашелся покупатель — белорусская компания "Юнисон".
Также, по мнению Чаплыгина, не стоит ждать полного ухода Ford с российского рынка: "Опять же, посмотрите на практику GM — вернуться сейчас очень сложно, так как с прежними дилерами отношения испорчены, а с новыми выстроить их будет сложно изначально по причине недоверия. Возможно, будет сокращение модельного ряда", — считает он.
Виталий Новиков также видит несколько стратегических ошибок Ford в России, которые в конце концов привели к плохим для компании последствиям.
"Их ошибка в том, что они начали производить тут модели, которые не подошли российскому рынку. Они перевели в Россию модельный ряд, который производится в Латинской Америке и является популярным там, но эта схема на срабатывает. Здесь они не становятся хитами. Поэтому им весьма сложно конкурировать с KIA и Hyundai. Завод во Всеволожске начинал с массового производства Ford Focus, цена которого была значительно ниже среднерыночной. Последние поколения этой модели экономичными назвать нельзя, поэтому упали популярность и ее производство", — считает он.
У производства автомобилей в России сегодня есть один плюс — значительно дешевле по сравнению с Европой рабочая сила. Но по мнению обоих экспертов, этот фактор не станет решающим для инвесторов Ford. Виталий Новиков обратил внимание, что сейчас для Ford основным рынком сбыта автомобилей в Европе является Германия, поэтому выгоднее сохранить производство там, чтобы избежать торговых пошлин и затрат на логистику.
"Решающий фактор — состояние рынка, которое, правда, в нашей стране невозможно предсказать из-за зависимости курса рубля от нефти и геополитики, а также возможность предложить потребителю интересный модельный ряд. Второго в сегменте легковых автомобилей пока не произошло", — считает Михаил Чаплыгин.
Представитель аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов считает, что полного ухода с российского рынка Ford ждать не стоит, но при этом закрытие завода во Всеволожске все-таки весьма вероятно.
"Производимый на нем Ford Focus по итогам 2018 года даже не попал в топ-25 автомобилей по количеству продаж в России. В месяц продавалось всего 1-1,5 тыс. автомобилей этого ряда. Mondeo продавалось еще меньше. В Татарстане же производятся внедорожники и кроссоверы, которые продаются хорошо и пользуются популярностью. Кроме того, в Татарстане собираются не только автомобили, но и производятся автокомпоненты — двигатели, коробки передач. Во Всеволожске всего этого нет, но при этом завод обладает большой мощностью производства, которую не использует в полную силу", — подытожил он.
В пресс-службе правительства Ленинградской области "ДП" сообщили, что ситуация с заводом Ford является довольно стабильной. Руководство компании заранее встречалось с представителями региональных властей и предупредило их о возможной реструктуризации.
"Компания Ford заблаговременно проинформировала администрацию Ленинградской области о намерении реструктуризации своих бизнес-активов в Европе. Руководство компании не уведомляло региональные власти об оптимизации российских производственных площадок.
В Ленинградской области существует комплекс экономических и социальных мер поддержки, переобучения и трудоустройства высвобождаемых сотрудников при реорганизации производств", — заявили в пресс-службе.