Циклопический вычислитель. Советской ЭВМ — 70 лет

Когда заходит речь о компьютерах, в первую очередь звучат имена Уотсона и Джобса, бренды IBM и Apple, и невольно создается впечатление, что практически все сделанное в этом направлении — исключительно из–за океана. Между тем 70 лет назад, 4 декабря 1948 года, Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал авторское свидетельство № 10475 на изобретение электронной вычислительной машины. Легендарный американский ЭНИАК — электронный числовой интегратор и вычислитель — появился на свет немногим раньше, осенью 1945–го.

Дитя Рамеева и Брука

Отечественными компьютерными отцами стали двое ученых — Башир Рамеев и Исаак Брук. Справедливости ради нужно признать, что "запальным шнуром" их работы над электронным вычислителем стала информация о создании ЭНИАКа. Но само направление научного поиска и воплощение идеи было исключительно отечественным: разработки, которые велись в Лаборатории электросистем Энергетического института Академии наук СССР, шли иными путями, нежели у заокеанских коллег. И, нельзя не признать, шли быстрее. В 1947 году ученые начали работу над задачей, в основе которой лежала всего лишь информация о том, что вычислительная машина, элементной базой которой служат вакуумные электролампы, возможна. В августе 1948–го была представлена принципиальная схема такого аппарата, описание основных управляющих команд в двоичном коде и принцип ввода информации при помощи перфоленты. А в декабре того же года полностью готовое и проработанное изобретение было представлено научному сообществу СССР.
Эта скорость работы объясняется просто: к 1947–му в СССР уже был накоплен значительный опыт конструирования разнообразной вычислительной техники. В 1936–м был сконструирован Гидравлический интегратор Лукьянова, вычислительная машина для решения дифференциальных уравнений в частных производных. Первая в мире и единственная в своем роде. Звучит странно, но вычислительные действия в ней производились при помощи воды, перетекающей из объема в объем. Эти машины, совершенствуясь с течением времени, применялись до начала 1980–х, когда ЭВМ наконец приобрели достаточные быстродействие и функционал, чтобы превзойти их в точности и скорости вычислений. Да и один из изобретателей первой советской ЭВМ — Исаак Брук — прославился тем, что в 1939–м создал механический дифференциальный анализатор высокой точности.

Гигант для счета

Правда, размеры у этой машины были более чем внушительные, она занимала свыше полусотни квадратных метров площади. Но зато позволяла решать системы дифференциальных уравнений до шестого порядка. Собственно, за это Исаак Семенович и получил звание члена–корреспондента Академии наук. Иными словами, изобретая первый советский компьютер, Брук и Рамеев, по меткому выражению классика, "видели дальше всех, потому что стояли на плечах гигантов". Ну а дальше все пошло как по нотам. В 1950–м заработала первая в стране ЭВМ — Малая электронная счетная машина, она была создана лабораторией академика Лебедева. Чуть позже, но примерно в то же время была запущена ЭВМ М–1, сделанная под руководством Брука по эскизам Рамеева на основе зарегистрированного ими в 1948–м изобретения. В 1953 году пошла в серию ЭВМ "Стрела" — ее прямой потомок.
Самое интересное, что в то же самое время и вплоть до 1955–го в СССР продолжалось обличение кибернетики как лженауки и "продажной девки капитализма". Произносились все полагающиеся лозунги, делались громкие заявления, но исследования в области вычислительной техники не остановились. Просто направление их было иным, нежели на Западе: курс был взят не на создание искусственного интеллекта, для которого на ту пору еще не было необходимой научной базы, а на достижение максимальной точности и скорости вычислений. Выяснить, какое направление было более перспективным, так и не удалось: распад СССР смешал все карты.
Иван Хлебов, историк