Зависть к зинам. Самиздат в век интернета

На недавней выставке–реконструкции проекта Харальда Зеемана "Когда отношения становятся формой", по которому теперь учат молодых кураторов, все было продумано и стильно. Все, кроме одной витрины. В ней были выставлены тетради, которые Зееман разрисовал и исписал подростком с неистовой силой воображения, свойственной тинейджерам на пике пубертатного возраста. Эти юношеские фантазии, по правде сказать, безынтересны, однако вытащили их на свет божий не зря. Рисунки, сделанные без малейшего умения, но с упоением, завиральные истории и лихие коллажи предвещают будущие изобретения и открытия одного из самых бескомпромиссных кураторов постмодернистской эпохи.
Самиздат, так же как эти подростковые книжки–самоделки, примерно в те же годы, когда Зееман стал заметной фигурой на арт–сцене, жил без оглядки на правила и авторитеты. Казалось бы, всего лишь перепечатки стихов, фотокопии неиздававшихся произведений, подслеповатая машинопись литературных журналов — между тем из этих самодельных изданий рождался мир, параллельный советскому официозу и обыденности. За какие–то 20 лет самиздат выжил советскую действительность, о которой теперь не каждый способен вспомнить.
Книга, создаваемая как свободный мир, во все времена обладала несокрушимой силой. Художники и поэты вдохновляются сокрытой в ней творческой волей и теперь. Самиздата в век интернета, конечно, нет. Но есть зины всех видов, мастей и форматов. Они похожи немного на машинописные издания, немного на книгу художника, немного на детские почеркушки, немного на личную страничку в соцсетях. Их делают все, кому заблагорассудится. Тут лицензии и дипломы ни к чему. Большинство зинов так и останется маленькими радостями для небольших дружеских компаний. Впрочем, откуда нам знать, какие именно будут забыты, а какие войдут в историю? Выставка "О, зин, ты — мир!" в Библиотеке книжной графики знакомит нас с этой культурой и причастными к ней современными художниками. Все здесь коллаж, все личное высказывание, все освобожденный от эстетических установок жест. Свободе, с которой создают зины и безвестные художники–любители, и идущая к вершинам успеха группа "Север–7", позавидуешь.