Перевозка леcа упирается в дефицит подвижного состава

 

Рынок перевозки лесных грузов в последнее время показывает хорошую динамику, а в этом году результаты и вовсе рекордные. Но оборот рынка мог быть еще выше, и главным препятствием этому является дефицит подвижного состава.
В конце 2015 — начале 2016 года в России универсальные полувагоны начали активно резать на металлолом. Целью было избавиться от старого парка. Однако новых вагонов взамен старых появляется мало, потребность в увеличении подвижного состава так и не была удовлетворена. Усугубляет ситуацию то, что полувагоны используются не только под лес, но и под сыпучие грузы — такие как уголь, щебень. И поскольку уголь идет на экспорт еще более активно, чем древесина, лесникам вагоны отдают по остаточному принципу.
Уголь оказывается более привлекательным, во–первых, из–за цены за перевозку, а во–вторых, из–за того, что его грузят целыми составами, в то время как лес часто идет единичными партиями. К сожалению, доставка небольших партий в отдельных вагонах, в отличие от единого состава, происходит медленно. Поезда в данном случае имеют некоторые привилегии, и они, в отличие от отдельных вагонов, не остаются брошенными на несколько недель. По этой причине отправка леса, например, с Северо–Запада на Восток осуществляется преимущественно по воде — через петербургский порт.
Операторам важна оборачиваемость вагонов, и они выступают за то, чтобы вагон делал как можно больше груженых рейсов по более коротким и понятным маршрутам. Соответственно, одна отправка в Китай оказывается совсем невыгодной. А цена за такой рейс, которая устраивала бы оператора, для грузовладельца зачастую оказывается слишком высокой. Чтобы быть более независимыми от дефицита подвижного состава, лесообрабатывающие заводы все чаще приобретают вагоны в собственность.
Тем не менее есть и позитивные моменты: в последнее время наблюдается активное строительство специализированных лесовозных платформ. Заказы у вагоностроительных заводов расписаны на несколько лет вперед. Хочется рассчитывать, что это сможет помочь рынку. Мы ожидаем, что 2019 год станет в этом отношении переломным. Если даже рынок не достигнет баланса, недостаток подвижного состава будет уже не столь острым.
Но начало следующего года все же может оказаться для отрасли непростым. Дело в том, что склады многих производителей оказались затоварены. Это связано с тем, что традиционно осенью в период дождей предприятия остаются без леса, но в этом году было достаточно сухо и лес поступал. Но уже скоро ударят морозы, и начнется свежая заготовка.
Все это может привести к тому, что в ближайшие месяцы рынок столкнется с серьезными сложностями со сбытом. Кроме того, правительство приняло решение ввести квоты на вывоз фанерного кряжа с начала 2019 года, что создаст дополнительные проблемы: возникнет вопрос, как пристраивать кряж (который уже заготавливается) на внутреннем рынке. Однако, несмотря на то что это лишь сезонные факторы, инфраструктурные вопросы все же требуют скорейшего решения.
Павел Семичев, руководитель группы логистики компании "ЛесТрейд"