Деньги растут на деревьях. Транспортные компании зарабатывают миллиарды на растущем рынке экспорта леса

Россия, Санкт-Петербург. Товарные составы на железнодорожной станции Сортировоная.
Автор фото: Ермохин Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Товарные составы на железнодорожной станции Сортировоная.
Автор фото: Ермохин Сергей
Экспорт леса является для России одной из наиболее важных статей доходов. Рост этого направления подстегивает логистический рынок: в 2018 году, по оценкам экспертов, транспортные компании смогут заработать на перевозке леса свыше 5,3 млрд рублей.

Вдогонку за Сибирью

За 3 квартала 2018 года на иностранные рынки было отправлено 27,76 млн т леса и пиломатериалов (код ТНВЭД 4403, 4407), по данным Федеральной таможенной службы. За этот период российские лесопромышленники заработали на экспорте леса на $470 млн больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Из $4,4 млрд, вырученных за поставку леса за рубеж, около четверти приходится на Северо–Западный федеральный округ (СЗФО). Регионы Северо–Запада по объему поставок уступают лишь Сибири и Дальнему Востоку. В СЗФО поставки леса преимущественно оформляются в Петербурге и Архангельской области. По стоимости продукции эти регионы также находятся вверху федерального списка и занимают в нем третью и четвертую позиции — вслед за Иркутской областью и Красноярским краем. Северо–Запад находится в числе лидеров среди других округов благодаря крупным лесоперерабатывающим предприятиям, лидирующим по таможенной стоимости (см. таблицу) реализованной продукции.
Как рассказывают участники рынка, благодаря падению курса рубля и высокому спросу на древесину доходы экспортеров в этом году вырастут. Между тем далеко не все транспортные предприятия смогут снять сливки с роста этого рынка.
"В этом году мы ощущаем рост запросов на услугу по перевозке леса на экспорт. Но чаще всего это заканчивается ничем", — сетует "ДП" генеральный директор петербургской транспортно–логистической компании "Адриатик" Антон Денисов. Он связывает это с тем, что сейчас многие лесозаготовители хотят войти в рынок, пока он находится на пике, "но не знают, как это сделать".
В некоторых случаях компании откровенно несерьезно относятся к оформлению документов на груз, что может стать поводом для отказа в услуге по перевозке, рассказали представители логистической компании Unotrans.
"Все, что касается лесоматериалов, — тонкая вещь. Здесь нет возможности посмотреть, какой товар вывозится. А мы, как таможенные представители, несем за груз солидарную ответственность", — рассказал гендиректор таможенно–логистической компании "Тамарикс Лоджистикс" Сергей Дозоров.

Усиление на Востоке

Основными рынками потребления древесины из СЗФО являются страны Евросоюза. Почти половина от общего объема экспорта — 48,1% — приходится на Финляндию. В абсолютных цифрах это 2,75 млн т леса и лесоматериалов.
Как отмечает заместитель директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиковКонстантин Шаршаков, наибольшее количество запросов на Финляндию приходит из Карелии. Из–за особенностей географии республики использовать автотранспорт там выгоднее, чем железную дорогу.
Также крупные партии идут из СЗФО в другие страны Евросоюза. Однако постепенно как для сибиряков, так и для производителей Северо–Запада более интересным становится восточное направление. Поставки древесины из европейской части России в Китай увеличиваются. С января по сентябрь 2018 года из СЗФО в КНР было отправлено 936,9 тыс. т, это на 30% больше, чем год назад.
Как отмечают участники рынка, некоторые производители за последние пару лет переориентировали на Китай более половины своих объемов. Впрочем, по ряду причин европейское направление все же остается для производителей основным.
"Выбор в пользу Запада часто делается из–за специфики взаимодействия с китайскими партнерами. Страны Европы для российских производителей по–прежнему более привычны и понятны", — рассказал "ДП" Сергей Алмазов, гендиректор компании Delasia, которая специализируется на организации поставок в китайском направлении.
Особое значение имеет в данном случае логистика. Однако постепенно данное направление начинает получать развитие. Недавно российская группа FESCO и китайская компания AVIC Forestry договорились о сотрудничестве в сфере перевозок леса из России в Китай.
В начале месяца глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин заявил, что Россия может временно запретить экспорт древесины в Китай. Но участники рынка всерьез данные заявления не воспринимают, отмечая важность для отрасли данного направления: оно принесло экспортерам в прошлом году $4,8 млрд (+23% к 2016 году).

Кто возит лес

Сейчас существенная часть лесных грузов как в Евросоюз, так и в Китай и другие восточные страны идет по воде. Через порт Усть–Луга, по данным Администрации морских портов Балтийского бассейна, за 9 месяцев 2018 года прошло 329,5 тыс. т. Это на 33% больше аналогичного периода прошлого года. В области основным игроком является ОАО "Лесной терминал "Фактор". За последние 5 лет его выручка растет, в 2017 году достигнув 287,1 млн рублей.
Куда более внушительна динамика в порту Петербурга: сразу на 77% лесных грузов больше, чем годом ранее (до 257,9 тыс. т). В Калининграде также отмечается увеличение обработки леса (на 14%), хотя объемы там незначительны — всего 32,1 тыс. т.
Контейнерные перевозки пиломатериалов по железнодорожной сети России также растут. По итогам января–сентября 2018 года показатель вырос на 40,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 276,63 тыс. TEUs, сообщило агентство Infranews. Из них на экспорт пришлось 249,97 тыс. TEUs, что на 47,5% превышает показатель 9 месяцев 2017 года.
Для нас в контексте речных перевозок на Северо–Западе лес — это обратная загрузка, и мы никогда особенно не смотрели на него как на заработок. Однако в этом году ситуация сильно изменилась. В условиях роста цен на топливо древесина — это как раз то, что нас спасало в этом сезоне. Из–за высокого спроса на перевозку ставки на лес существенно выросли: например, доставка леса по реке на Сегежу подорожала примерно на 40%. Если раньше это было просто потерей времени, то теперь перевозка леса стоит примерно столько же, сколько транспортировка щебня.
Сергей Чирков
гендиректор ООО «Волго–Балтийская транспортная компания»
Основным драйвером роста цен был высокий спрос на лес и продукцию из древесины (пиломатериалы, целлюлозу) со стороны Китая. Однако более правильная тактика в этом случае — все же сохранять продажи на разных рынках и производить продукцию разного назначения. Связь с европейским рынком остается принципиально важной для многих производителей, по крайней мере на Северо–Западе России. Экспорт в Китай все–таки несет в себе большие риски, в то время как рынок стран Евросоюза более стабильный.
Вячеслав Канатов
директор завода «Мется Свирь»