Мат в хорошем смысле. Как сделать шахматы зрелищными, не потеряв в качестве

Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Форвардеры играют в шахматы во время IV чемпионата России среди операторов харвестеров, форвардеров, гидроманипуляторов и лесных погрузчиков у деревни Кононовская Устьянского района
Матч за звание чемпиона мира по шахматам в Лондоне поначалу выглядел ярким коммерческим событием. Два лучших шахматиста мира — 27–летний обласканный спонсорами чемпион норвежец Магнус Карлсен и 26–летний претендент, похожий на Гарри Поттера американец Фабиано Каруано — имеют самые высокие рейтинги.
Наконец–то после Бобби Фишера в шахматах случилось большое противостояние Европы и Америки. Благодаря популярности шахматной игры в онлайн и интернет–трансляциям интерес к шахматам во всем мире в последние годы резко повысился (к примеру, у сайта chess.com — 20 млн пользователей).
Призовой фонд матча не так велик — миллион евро, но появились спонсоры как у шахматных соревнований, так и у самих шахматистов: чемпион мира играет в белой рубашке, где на левой груди вышит логотип одного спонсора, на правой — другого, а на рукаве — третьего. Призовые и доходы от рекламных и спонсорских контрактов приносят норвежцу около 3 млн евро в год.
В Норвегии трансляции партий лондонского матча показывали на главном телеканале страны (там Карлсен — национальный герой), в России на "Матч ТВ" ход поединка комментировал Сергей Карякин. На официальном сайте матча трансляции были платные, с комментариями лучшей шахматистки всех времен Юдит Полгар. На сайте chess24.com о ходе партий рассказывали ведущие шахматисты мира Петр Свидлер, Аниш Гири, Александр Грищук. На YouTube на русском языке свои каналы вели гроссмейстеры Ян Непомнящий, Сергей Шипов, Сергей Макарычев, Владислав Ткачев и другие. Из вопросов и обсуждений в чатах видно, что даже начинающие с интересом следили за положением на доске, когда им объясняют, кто атакует, а у кого позиция лучше, и найдет ли чемпион ход, который предлагает компьютер.
Все бы хорошо, вот только впервые в истории шахмат все партии матча в классические шахматы завершились вничью. Уровень игры был очень высокий, искусство защиты у обоих соперников доведено до совершенства, цена ошибки невероятно высока, так что каждый день матча миллионы любители шахмат после 7 часов игры видели один и тот же результат. И хотя сложно упрекнуть участников матча в отказе от борьбы, но термин "гроссмейстерская ничья" в данном матче применим, когда понятно, что противники достойны друг друга и, не пытаясь поймать его в дешевую ловушку, заключают почетный мир.
В отличие от ситуаций в мирной жизни, в спорте такой паритет нарушает главный принцип борьбы. Как уйти от ничейной смерти? Как повысить интригу в розыгрыше звания чемпиона мира по шахматам? Квалифицированные шахматисты могут высоко ценить качество партий, но тогда должны смириться с тем, что повышения призового фонда не будет. Новый президент ФИДЕ Аркадий Дворкович уже заявил, что есть договоренности с новыми инвесторами. Но как сделать так, чтобы повысить зрелищность шоу, чтобы зрители не умирали от скуки, а спонсоры не отвернулись?
Есть несколько мыслей. Во–первых, надо думать быстрее. Необходимо сократить контроль времени. 7 часов для одной партии — это слишком долго. Ретрограды жалуются, что качество партии понизится, но белковые шахматисты все равно уже не могут конкурировать с железной машиной, зато спортивная составляющая повысится, да и любителям станет смотреть гораздо интереснее.
Во–вторых, требуется расширить географию. Матч — это всего одна партия в день, матч–турнир — это несколько одновременно. Если она уже закончилась, то другие еще продолжаются. В матч–турнире четырех или шести расширяется представительство участников, что привлечет гораздо больше зрителей и спонсоров. Представьте, что кроме Карлсена (Норвегия) и Каруаны (США) играли бы азербайджанец Шахрияр Мамедьяров (№ 3 в мире по рейтингу) и четвертый по рейтингу китаец Дин Лижень (как сразу бы значительно увеличилась аудитория болельщиков). Если же взять ведущую восьмерку сильнейших шахматистов, то в России с удовольствием бы болели за выступающего за Нидерланды, но родившегося в Петербурге юного Аниша Гири (5–е место в списке) и экс–чемпиона мира Владимира Крамника (7), французы бы переживали за Максима Вашье–Лаграва (6), а азиатский континент (кроме Китая, конечно) следил бы за игрой еще одного экс–чемпиона — Виши Ананда (8) из Индии.
Наконец, надо поощрять борьбу деньгами. В конце концов, можно ударить и рублем. Выиграл партию — получи призовые по полной, сыграл вничью — только четверть, извини. Наши зрители хотят видеть мат. В хорошем смысле. Да, в тай–брейке в рапиде (быстрые шахматы) Магнус разгромил соперника 3:0. И зачем они играли предыдущие 12 классических партий вничью?