Очень важные стикеры. Предприниматель и программист Виктор Кох успел создать четыре стартапа и заработать имя на IT–рынке

Автор фото: Сергей Ермохин

Сейчас он работает над проектом Stickeroid. Технология предлагает новый подход к созданию презентаций и рекламы, в том числе позволяет превращать слова и фото в стикеры.

Будущий предприниматель Виктор Кох (31 год) родился в Москве. В 7 лет он увлекся программированием и написал свою первую игру для компьютера. С 2000 по 2006 год Виктор не раз становился победителем олимпиад по программированию. "У меня были хорошие результаты, например в конкурсе Topcoder, участником которого в то же время был Николай Дуров (брат Павла Дурова, один из основателей "ВКонтакте" и Telegram. — Ред.)", — рассказал он. В 12 лет Виктор Кох заработал первые деньги. Он расклеивал возле домов объявления следующего содержания: "Компьютерный мастер переустановит Windows 95". "Ходил по квартирам, меня угощали пирожками, знакомили с дочерьми — чего только не было, — вспоминает он. — Это были неплохие заработки, хотя мне пришлось говорить маме, что я работаю с друзьями".
Первым официальным местом работы талантливого подростка стал компьютерный клуб: зарплату за 14–летнего сотрудника официально получала его мама. По найму Виктор проработал 6 лет, самым крупным его работодателем стал Google. Юноша принимал участие в разработке расширений Google Chrome.
Бизнес–ангелов для своего первого проекта Виктор нашел в 16 лет: в "движок" для форума, который он разработал с другими программистами, инвесторы вложили $35 тыс. Следующий опыт взаимодействия с инвестором случился уже во время обучения в университете. Виктор получил степень бакалавра в области вычислительных машин и кибернетики Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), а затем степень магистра по компьютерным технологиям в The Modern University for the Humanities.
Будучи студентом–бакалавром, Виктор начал разрабатывать Likealittle — интернет–ресурс для анонимного флирта. Инвестиции в него составили $5 млн. Это были средства известных инвесторов Юрия Мильнера, Кеита Рабоиса, Скотта Кука, Эштона Кутчера, Джона Фаррелла и других. Юноша был разработчиком и одним из акционеров компании. "Это была громкая и обнадеживающая история, но она провалилась. Дело в том, что люди, начав общаться анонимно, стремятся получить как можно больше данных о партнере, чтобы продолжить общаться друг с другом еще теснее, — пояснил он. — В результате самая главная фишка — анонимность — убивается на корню".
В конце 2011 года Виктор с партнерами основал компанию Slinky. Клиентами маленького стартапа стали Samsung, Microsoft, HTC, Yahoo. Сервис позиционировался как крупнейшая база знаний, сейчас это хранилище GIF–файлов и поисковая система по ним же. Стартап был создан еще до того, как на рынке появился Giphy. Сейчас это лидер рынка.
"У нас был частный инвестор, но он обанкротился, это вылилось в конфронтацию с командой проекта, — рассказывает Кох. — Неудача научила меня, что лучше всегда иметь свои деньги на старт".
В 2014 году Виктор с партнерами запустил сервис TopLyst, на его создание ушел год и месяц, а также $150 тыс. Главным разработчиком был Виктор Кох. "Мы ожидали оборот $100 тыс. в месяц, но не получилось: стартовали не в то время", — вспоминает он. Сервис выполнял функцию обработчика (агрегатора) народного мнения на ту или иную тему.
Спустя год Виктор уже работал в команде VoxImplant — облачной платформы для разработчиков коммуникационных сервисов и приложений. Виктор выполнял функции вице–президента, вел переговоры с крупными компаниями о партнерстве. "Я занимался масштабированием бизнеса. Это были переговоры минимум с 80 компаниями", — вспоминает он.

Фотографии и стикеры

Одним из самых громких проектов с участием Коха стал сервис Teleport, в число сооснователей которого вошел Владислав Уразов. Это приложение для обработки фото скачали около 1,5 млн раз, оно запустилось в июле 2017 года. "Еще до того, как запустить его, я знал, с кем буду обсуждать продажу этого проекта и что буду им предлагать", — признается Виктор Кох. Все операции проделывает нейросеть, которую разработала команда. Инвестиции составили $1 млн — в проект вложился известный бизнесмен Альберт Нисанов.
Раскрутить приложение помогла Ольга Бузова. "Мы искали селебрити, вышли на Ольгу и заплатили 100 тыс. рублей, сейчас, конечно, в это никто не верит, — говорит Виктор. — Пользователям понравился продукт, дальше рост был органическим". В итоге стартап был продан публичной американской компании, разглашать имя которой предприниматель не имеет права до апреля 2019 года.
Идея проекта, которым Виктор занимается сейчас, сформировалась еще в то время, как он работал в VoxImplant. "Я начал разработку в соло–режиме, позднее ко мне присоединился мой друг и партнер Камиль Исламов", — говорит он.
В 2017 году Виктор вышел на рынок с новой облачной платформой для стикеров под названием Stickeroid. Разработка длилась 8 месяцев, над проектом работали 14 человек.
Технология, предложенная командой, позволяет превращать слова и фото в стикеры в основных мессенджерах и фоторедакторах и предлагает новый подход к созданию презентаций и рекламы. Среди партнеров — компании Microsoft, Slack, Google. Несмотря на то что проект привлек первого инвестора, на 97% он принадлежит основателям. Штаб–квартира компании находится на Кипре.
"До нашего появления процесс внедрения стикеров был трудоемким и дорогим: нужно содержать команду из иллюстратора, разработчика и проект–менеджера, — поясняет ценность продукта Виктор. — Наша платформа предоставляет большое количество стикеров, облачную архитектуру, аналитику запросов и пакет решений с использованием машинного обучения за минимальные средства. Мы начинали со стикеров, чтобы проверить гипотезу, а сейчас работаем над более широким и полезным сектором: помогаем делать презентации, документы, выбрать принт для футболки и так далее".
Сейчас Stickeroid убыточен, пока компания зарабатывает около $30 тыс. в месяц. По расчетам, в I квартале 2019 года компания может выйти на оборот $1,6 млн в месяц. Будущий успех компания связывает с запуском нового продукта на этой платформе. Сейчас продукт интегрирован в PowerPoint и Word.
Параллельно с созданием собственных компаний молодой человек инвестирует в ценные бумаги. В СМИ часто появляются новости о том, что Кох с партнерами приобрел акции той или иной компании.
В июне этого года, например, Виктор Кох вместе с израильским бизнесменом Авнером Мизрахи приобрел акции китайских компаний, например Qiyi, Alibaba, и Xiaomi, — в общей сложности на $50 млн.
Аналитики говорят, что у предпринимателя нюх на правильные вложения. Так, например, за 7 месяцев стоимость акций облачной платформы Bandwidth, приобретенных Кохом, выросла на 101%. Еще один громкий успех — покупка акций перед IPO компании Snapchat.
"Это всегда не случайность, а точный прогноз и строгая оценка, тщательное изучение роста компании и рынка", — объясняет предприниматель свою стратегию.
Сейчас у Виктора есть акции Netflix, Twitter, Anaplan и других компаний. Дивиденды от акций приносят больше $20 млн в год. Сейчас предприниматель работает над запуском собственного венчурного фонда, он сосредоточится на вложениях в проекты из финтеха и облачных платформ.
"Меня называют русским Биллом Гейтсом, я плохо к этому отношусь. Это ерунда и воздух. Где я и где он. Мне до него еще так далеко, жить да жить, — подчеркивает Виктор. — И в общем мне больше нравится Уоррен Баффетт".
"Если смотреть на новизну идеи, предпринимательские качества и инвестиционную привлекательность проекта, становится понятно, что этого человека мы точно не раз еще увидим и услышим", — считает Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК "БестЪ".