Светский раут. Годовщина окончания Первой мировой свелась к светской болтовне

Цитата Георга Гегеля "История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории" в связи с юбилеем окончания Первой мировой войны звучала многократно. И даже цитирование этой избитой истины не сподвигло мировых лидеров и ведущие СМИ Евросоюза попытаться все–таки понять, что произошло в августе 1914 года. Всё описание годовщины окончания Первой мировой в СМИ свелось к обсуждению, кого с кем посадили на торжественных приемах пищи, кто куда опоздал и выиграл ли Путин на форуме или проиграл.
Для нас Первая мировая война по понятным причинам потерялась на фоне Второй и Отечественной. Брестский мир и Гражданская война, которая шла в нашей стране до 1922 года, — все это не позволяет нам отнести себя к стороне, победившей в ноябре 1918 года. Кроме того, в Версале и на последующих мирных переговорах о конструировании послевоенного мира остатки бывшей Российской империи рассматривались не как субъект международной политики, а как объект для приложения колонизационных устремлений держав–победительниц. Мы довоевали в этой мировой войне в 1945–м.
Когда читаешь прессу августа 1914 года, то не можешь отделаться от мысли, что СМИ описывают сегодняшние события. Замени во французских и британских газетах Германию на Россию, а в российских СМИ Германию на США — и (за исключением особенностей выражения мыслей газетчиками той поры) мы получим абсолютно актуальную медийную повестку.
Как и сегодня, Европа к 1914 году достаточно давно не воевала, а локальные конфликты (как франко–прусская война или бомбардировка Югославии) в медиа вспоминаются через запятую, как что–то скоротечное и мало интересное обывателю. Отдельные разумные высказывания о катастрофических последствиях в случае мирового конфликта как звучали тогда, так появляются и сейчас, но явно не являются мейнстримом. Политики, которых на юбилее окончания Первой мировой Эммануэль Макрон призывал к ответственности и рассудочности, в выступлениях в СМИ не демонстрируют ни того ни другого — как не демонстрировали их предшественники в 1914–м.
Воспользовавшись юбилеем, Макрон созвал в Париже Форум мира, который должен был предложить проекты мирового сотрудничества, несмотря на международную конфронтацию. Так вот, если попробовать поискать в интернете ответы на запрос "Форум мира", то описание принятых там документов мы найдем с огромным трудом. В основном пресса смаковала великосветские подробности мероприятия. С этих событий не начнется новая разрядка международных отношений. Слишком велики противоречия между мировыми игроками и нежелание слышать противников. Поэтому фраза Гегеля по–прежнему актуальна. А поскольку качество решений мировых политических лидеров не сильно отличается от того, что было 100 лет назад, то этот афоризм, похоже, может остаться на знаменах надолго — если не навечно.