Все заметили, что после 18 марта социальный и хозяйственный курс круто изменился. Если верить властям на слово, державу железной рукой ставят на путь стремительного роста. Ради этого уменьшают траты на пенсии, изыскивают триллионы на передовые нацпроекты и обещают множество прочих акций, клонящихся вроде бы к ускорению темпов.
Такова, повторю, официальная доктрина.
Но зачем тогда повышать НДС и акцизы? Это ускорит инфляцию и замедлит рост.
Зачем налог на самозанятых и масса других действий, нацеленных на авральное обеление теневого сектора? Это бьет по интересам десятков миллионов, разрушает сложившиеся практики и подавляет производство необходимых людям услуг и товаров.
Зачем культивировать бюджетные профициты? На 2019–й задуман двухтриллионный профицит, и притом с явной надеждой сильно его превысить. Ведь за 10 месяцев нынешнего года профицит (которого первоначально вообще не планировали) достиг 3 трлн (3,6% ВВП), причем только в октябре он поднялся до 4,4% ВВП.
Если госдоходы настолько выше расходов, то ускорить рост хозяйства нетрудно. Достаточно уменьшить налоговое и регулятивное давление на субъекты экономики. А его, наоборот, увеличивают.
Ссылки на то, что всплеск доходов — явление временное, верны только частично. Да, идущие на экспорт энергоносители оказались дороже, чем думали, и сейчас дешевеют. Но в расчеты Минфина заложена чуть ли не сорокадолларовая нефть. Даже такой низкой и весьма маловероятной цены хватит, чтобы кое–как свести расходы с доходами.
При этом международные резервы растут, а внешние долги уменьшаются. Сейчас и те и другие почти сравнялись ($460–470 млрд). Отток капитала в последние месяцы подскочил, но рост положительного торгового сальдо уверенно его перекрывает.
Иными словами, вместо увеличения потенциала экономического роста усиленно наращивается запас прочности российских финансов. Притом всеми способами, которые есть под рукой, включая и откровенно вредные для рыночного сектора. О начале нового цикла затягивания поясов можно не добавлять.
Такое завинчивание финансовых гаек выглядит странным, если смотреть на него под углом официальной доктрины. Зато в рамках доктрины реальной, которая не провозглашается, но легко прочитывается, эти меры совершенно естественны и складываются в по–своему продуманный и последовательный курс.
Подлинная финансово–экономическая стратегия российских властей нацелена не на рост, а на то, чтобы застраховаться от любых внешних проблем, страх перед которыми в наших верхах, видимо, непрерывно растет.
Это и санкции, ожидание которых тем напряженнее, чем непонятнее будущий их сюжет. И дешевая нефть, призрак которой пугает тем сильнее, чем больше затягивается его появление. И, вероятно, еще какие–то навязчивые страхи.
Все это в совокупности заставляет копить и копить резервы, с растущей силой давить на непривилегированную часть бизнеса, снова и снова шарить по карманам рядовых людей.
При этом решено не урезать траты на силовые ведомства, близкие к трону корпорации и прочие привилегированные структуры и сословия. Поэтому национальные проекты лишь во вторую очередь нацелены на развитие страны (так, как это развитие понимают в верхах), а в первую — на обеспечение компенсационными заказами выдавливаемых с Запада магнатов. Понятно, что среди обсуждаемых сейчас начинаний так много малоосмысленных, но зато огромных и дорогостоящих.
Как видим, истинная стратегия властей вполне логична. А всем ли нравится логика начальства, у нас спрашивать не принято.